Положение о порядке организации логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР)

;ено
МБОУ ПМО СО «ООШ с.

Принято
Педагогическим советом

Л.В. Нелюбина
от
C t f .202

г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке организации логопедического сопровождения детей с ОВЗ
(ЗПР) в МБОУ ПМО СО «ООШ с. Курганове»
Общие положения
1Л.

1.2.

Настоящий порядок определяет организацию и
образовательной деятельности учителя-логопеда
общеобразовательного учреждения
МБОУ ПМО
Курганово»;
Настоящий порядок разработан в соответствии
правовыми актами федерального уровня:

осуществление
муниципального
СО «ООШ с.
с

нормативно­

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761 н г. "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. № 678
«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций».
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации.
Информационный бюллетень № 6 «Аттестация педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность (нормативные
правовые акты, комментарии)», июнь 2014 года.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 №189.
СанПиН 2.4.2.28-10 введены в действие с 1 сентября 2011.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» утвержденные постановлением
Главного государственного врача РФ от 10.07.2015 № 26
Распоряжение

Минпросвещения

России

от

06.08.2020

N

Р-75

"Об

утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., КогитоЦентр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ)
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»
С документами образовательной организации:
Основная образовательная Программа НОО МБОУ ПМО СО «ООШ с.
Курганово». Локальный акт ОУ об утверждении рабочей программы.
Положение о психолого-педагогическом комиссии.
1.3. Настоящий порядок проходит процедуру принятия Педагогическим
советом, утверждается руководителем образовательной организации.
1.4. Настоящий порядок обязателен для исполнения всеми специалистами.
2. Организация работы учителя-логопеда

2.1. Целью логопедического сопровождения в МБОУ ПМО СО «ООШ с.
Курганово» является оказание обучающимся с ОВЗ, имеющим заключения
ПМПК, обучающиеся в общеобразовательных классах в рамках инклюзивного
образования; оказание помощи в преодолении речевых нарушений,
препятствующих освоению общеобразовательных программ по русскому
языку и чтению.

2.2. Основные задачи:

2.2.1. Профилактика и коррекция нарушений в развитии устной речи и навыков
письма и чтения.
2.2.2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции.
2.2.3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
обучающимся образовательных программ.
2.2.4. Консультирование педагогических работников и родителей (законных
представителей) по оказанию помощи детям с нарушением речи.
2.3. Основные направления деятельности:
• Диагностическая
работа
(обследование
воспитанников);
• Коррекционно-развивающая работа;
• Методическая работа;
• Консультативная работа;
• Информационно-просветительская работа.

обучающихся

и

2.4. Организация диагностической работы
2.4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ работы логопеда зависит от наличия ставки
специалиста. При отсутствии полной нагрузки логопед может осуществлять
только обследование вновь прибывших обучающихся или обучающихся,
рекомендованных учителями, проводить консультации с детьми и родителями
и периодические занятия по восстребованности. В случае необходимости
системной работы рекомендовать обращение к специалисту логопеду
дефектологу вне школы.
Всё ниже изложенное касается в большей мере логопеда, работающего на
полную нагрузку.
В начале учебного года (cl - 20 сентября) учитель-логопед обследует всех
вновь принятых обучающихся с ОВЗ. Обследованию подлежат также
обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные
для продолжения обучения(с целью выявления состояния речи к началу
учебного года).
2.4.2. Учитель-логопед путем тщательного специального обследования
выясняет характер нарушений речевой деятельности, потенциальные
возможности обучающихся с целью составления Рабочей программы.

2.4.3. Обучающихся, из общеобразовательных классов с нарушением речи,
логопед отмечает в специальном журнале учета
2.4.4. Данные индивидуального обследования заносят в речевую карту,
заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.
2.4.5. Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в
предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам,
которые были намечены логопедом для продолжения занятий, данные
обследования заносятся в речевую карту.
2.4.6. Зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с
нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению,
усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых
обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афразией, имеющие
рекомендации областной, городской ПМПк (инклюзивное образование)
2.4.7. К речевой карте обучающегося, зачисленного на логопедические
занятия, учитель-логопед, на основании логопедического заключения,
составляет план работы с воспитанником.
2.4.8. Организационный период, обследование обучающихся, комплектование
групп, оформление логопедической документации, рассчитан на 2 недели в
начале и конце учебного года (1-15 сентября и 10-25 мая).
2.4.9. По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых
диагностических
мер
в
отношении
обучающихся,
демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае
инициации
внеплановых
диагностических
мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения
устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5.1. Положения.
2.5. Основные формы коррекционно-развивающей работы и
продолжительность логопедических занятий
2.5.1. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения
№2 и №1 к Положению).

2.5.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
2.5.3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося прекращается
в случае письменного отказа законных представителей.
2.5.4.
Логопедические
занятия
с
обучающимися
проводятся
в
индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/под групповых и индивидуальных занятий
определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК,
ППк.
2.5.5. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы Организации.
2.5.6. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций
ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.5.7. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
и состояния их здоровья и отвечающих санитарно- гигиеническим
требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и
требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и
составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее
одного-двух логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и одно - для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и
индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;
4. Продолжительность логопедических занятий

4.1. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном) - 1 классах - групповое занятие - 35 - 40 мин,
индивидуальное - 20 - 40 мин,
во 2 - 4 классах - групповое занятие - 40 - 45 мин, индивидуальное - 20 - 45
мин.
4.2. Продолжительность индивидуальных занятий может зависеть от
речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей и
психофизического статуса.
5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий
5.1. Предельная наполняемость групповых занятий для учащихся с ОВЗ,
имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования,
не более 6 - 8 человек;
5.2. Предельная наполняемость групповых занятий для учащихся, имеющих
заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
не более 6 - 8 человек.
А

lj И 1'

6. Организация рабочего времени
*

У-Ч

6.1. Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы
учителя-логопеда
устанавливается,
исходя
из
сокращенной
продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, и
составляет 20 нормируемых часов, из которых 18 часов отводятся для работы
с детьми в группах и индивидуально.
6.2. Учитель-логопед работу с детьми дополняет работой с родителями
(законными представителями) и проводит консультации, беседы, выступает на
родительских собраниях, оформляет документацию (2 часа в неделю).
6.3. График работы и циклограмма учителя-логопеда могут быть составлены в
зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня.
6.4. Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в
соответствии
с
образовательными
программами,
адаптированйыми
основными общеобразовательными программами.
6.5. Коррекционная работа осуществляется на основании
коррекционно-развивающего курса на текущий учебный год.

Программы

6.6. В случае необходимости уточнения речевого диагноза обучающегося
учитель-логопед рекомендует родителям (законным представителям) пройти с
ребенком обследование на ПМПК, в учреждениях здравоохранения.
6.7. Учитель-логопед проводит методическую работу и другую
педагогическую работу, которая включает консультирование родителей,
выступление на методических объединениях, педагогических советах,
обобщение и презентация профессионального опыта, участие в ПМПк.
6.8. Учитель-логопед, работающий с детьми младшего и среднего школьного
возраста:
6.8.1. Проводит занятия с обучающимися во внеурочное и урочное время (во
время уроков русского языка, литературного чтения) с учетом режима работы
общеобразовательного учреждения и циклограммой.
Время с 1 по 15 сентября и с 10 по 25 мая отводится для проведения
обследования обучающихся, которые занимаются с учителем-логопедом в
текущем учебном году, и выявление детей, нуждающихся в логопедической
помощи. В остальное время учебного года проводятся коррекционные занятия.
6.8.3. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения
обучающихся на занятиях следует проводить физкультминутки и гимнастику
для глаз.
6.8.5.Результативность коррекционной работы учителя-логопеда определяется
по стабильным результатам в развитии устной речи, формировании навыков
правильного письма и чтения. Итогом работы учителя-логопеда является
уровень освоения общеобразовательных программ по русскому языку и
литературному чтению.
6.9. Ответственность
за
обязательное
посещение
обучающимся коррекционных занятий несут специалист, учитель начальных
классов/ классный руководитель, администрация школы, законный
представитель ребенка.
6.10. В конце учебного года проводится обсуждение динамики развития
ребенка
на
школьном
психолого-педагогическом
консилиуме
с
рассмотрением вопроса о продлении коррекционного курса занятий на
следующий год. В соответствии с решением консилиума и рекомендациями
продолжить
занятия
коррекционно-образовательную
деятельность,
коррекционная работа пролонгируется. По о т н о ш ен и ю к детям с ОВЗ

решение о необходимости проведения коррекционной
направленности принимает ПМПК и ПМПк.

работы

и

ее

6.11. Для специалистов является обязательным участие в работе психолого­
педагогического консилиума.
6.12. На основании Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, педагогических и
других работников образовательных учреждений в каникулярный период
специалисты осуществляют педагогическую, методическую, а также
организационную работу в пределах установленного объема учебной
нагрузки, определенной им до начала каникул.
6.13. Периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
являются рабочим
временем
специалиста.
Специалист выполняет
необходимую для обеспечения коррекционно-образовательного процесса
деятельность, включающую подготовку к занятиям, подготовку к ПМПк,
оснащение кабинета методическим и демонстрационным материалом,
оформление документации, консультации со специалистами ПМПк,
посещение методических объединений, педагогических советов, совещаний,
супервизий.
7. Ведение документации
7.1. При оказании логопедической помощи Организацией ведется отчетная
документация:
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. График работы и циклограмму рабочего времени/ занятий учителялогопеда.
4. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи (из классов для
детей с ОВЗ)
5. Речевые карты обучающихся, получающих логопедическую помощь с 1 по
4 класс (для детей с ОВЗ) включительно, листы индивидуального речевого
развития с 5 по 9 класс (для детей с ОВЗ).
6. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
7. Отчетная документация гю результатам логопедической работы.
7.2. Срок и порядок хранения документов определяется локальным
нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи.

Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с
момента завершения оказания логопедической помощи.

8. Количество штатных единиц учителей-логопедов
8.1. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных
обучающихся.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ О порядке организации логопедического
сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР)является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом
директора ОО.
10.2. ПОЛОЖЕНИЕ принимается на неопределенный срок.
10.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее ПОЛОЖЕНИЕ,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
10.4. После принятия ПОЛОЖЕНИЯ (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

Приложение № 1
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я ,____________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)______________
(нужное подчеркнуть)

(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

__20__ г. /_____________/___________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N2

Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
о т ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)

Заявление
Я ,____________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дц.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

__20__ г. /_____________/___________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N 3

Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт
семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на
основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным
снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная4) и др.

Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
3.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
4. Характеристики взросления <9>:
<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным)
поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих
переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься
из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени
по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим):
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов- кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена):
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).

20 г. /___________/
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в 0 0 )
Результат обращения:
20 г. /
/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».