РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Практикум по русскому языку для обучающихся 7 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
t

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области У О г. Полевской
_f

МБОУ ПМО СО мООШ с. Курганове”

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

«тором

o f. f t
Протокол № 1
от «27» августа 2025 г

Нелюбина Л.В.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Практикум по русскому языку»
для обучающихся 7 класса

г. Полевской 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Практикум по русскому языку» на уровне
основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП
ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс «Практикум по русскому языку» имеет практическую
направленность и обеспечивает практическое владение теми языковыми
единицами, которые с точки зрения теории русского языка изучаются в
области «Филология». Содержание данного курса способствуют
активизации познавательной деятельности школьников, повышению их
информационной и коммуникативной компетентности, формированию
учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной компетенции
школьников, обогащение их словарного запаса, умение грамотно
письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и
аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для
достижения вершин в любой профессии.
Цель курса: повышение качества знаний по предмету, активное
стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся,
поэтапная подготовка учащихся к ОГЭ.
Задачи курса:

• научить учащихся свободному владению терминологией;
• развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и
проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
• развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
• прививать интерес к предмету, стремление получить
дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного
курса;
• внедрение ИКТ в обучение.
• закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических
написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы
разграничения схожих написаний);
• продолжить
формирование
навыка
относительной
орфографической грамотности;
• развить орфографическую зоркость и умение работы с разными
типами
словарей
(орфографическими,
орфоэпическими,
словообразовательными, этимологическими).
Место учебного курса в учебном плане. Курс «Практикум по
русскому языку» рассчитан на 34 часа, срок реализации – 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. (1 ч)
Введение. Проверка грамотности.
Раздел I. Повторение курса орфографии (13 ч)
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные.
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне
слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после
приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаковОдна и две Н в существительных и
прилагательных.

НЕ с разными частями речи.
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные
гласные в сложных словах.
Раздел II Пунктуация (4 ч)
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных
предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе
сложного.
Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих
словах.
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел III Причастие (5 ч)
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов.
Раздел IV Деепричастие (2 ч)
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный
оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел V Наречие (3 ч)
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких
прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VI Служебные слова (4 ч)
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах.
Раздел VII Междометие (1 ч)
Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА, НЕТ
Раздел VIII Повторение (1 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения учебного курса деятельности
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации;
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»;
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы вситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых;
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального
воздействия
искусства;
осознание
важности
художественной
культуры
как
средства
коммуникации
и
самовыражения;норм с учѐтом осознания последствий поступков;

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную
систему
научных
представлений
об
основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития
языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как
средства познания мира;
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями
Базовые логические действия:
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при
работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;
• формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

• составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
• проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц,
процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
Работа с информацией:
• выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
• использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм
информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач;
• использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с
учѐтом поставленных целей;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты проведѐнного языкового
анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;

• самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного
материала.
Совместная деятельность:
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественный результат
по своему направлению и координировать свои действия с действиями
других членов команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
• самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
Самоконтроль:
• владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
Принятие себя и других:

• осознанно относиться к другому человеку и его мнению; принимать
себя и других, не осуждая;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы;
• язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
• монолог, диалог и их виды;
• ситуация речевого общения;
• разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
• жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи;
• функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста;
• основные единицы языка, их признаки и особенности употребления
в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования выразительных средств языка;
• понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во
часов

Введение (1 час)
1 Введение

1

Раздел 1. Орфография (13 часов)
2 Однокоренные слова. Безударная гласная в корне
слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне
слова.

1

3 Непроизносимые и плохо слышимые согласные.
Двойные согласные

1

4 Чередование гласных в корне слова. Чередование
согласных в корне слова

1

5 Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы
и И после приставок

1

6 Окончания имен существительных, прилагательных,
числительных

1

7 Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов

1

8 Суффиксы существительных и прилагательных

1

9 Гласные и, а, у после шипящих. О и Ё, Е после
шипящих и ц

1

10 Употребление Ъ и Ь в знаков

1

11 Н и НН в существительных и прилагательных

1

12 НЕ с разными частями речи

1

13 НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для
усиления утверждения

1

14 Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол.
Соединительные гласные в сложных словах

1

Раздел 2. Пунктуация (4 часа)
15 Запятая перед союзами при однородных членах и в
сложных предложениях

1

16 Тире между подлежащим и сказуемым. Простые
предложения в составе сложного

1

17 Знаки препинания при однородных членах
предложения, обобщающих словах

1

18 Знаки препинания при обращении, прямой речи,
диалоге

1

Раздел 3. Причастие (4 часа)
19 Причастие. Окончания причастий. Причастный
оборот

1

20 Действительные и страдательные причастия

1

21 Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

1

22 НЕ с полными и краткими причастиями

1

23 Обособление причастных оборотов

1

Раздел 4. Деепричастие (2 часа)
24 Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастный оборот

1

25 Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

1

Раздел 5. Наречие (3 часа)
26 О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие
наречий от кратких прилагательных

1

27 Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий
после шипящих

1

28 Слитное и раздельное написание наречий

1

Раздел 6. Служебные части речи (4 часа)
29 Производные предлоги

1

30 Отличие производных предлогов от существительных
с предлогами

1

31 Союзы сочинительные и подчинительные

1

32 Частицы. Правописание частиц

1

Раздел 7. Междометие (1 час)
33 Междометие. Утвердительные и отрицательные слова
ДА, НЕТ

1

Раздел 8. Повторение (1 час)
34 Итоговый тест

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 7 класс / Ладыженская Т .А., Баранов М.Т .,
Тростенцова Л.А. и др.; — М.: «Просвещение», 2024.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. 7 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т .А.
Ладыженской и др.; — М.: «Просвещение», 2024.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.edu.ru/ – Образовательный портал «Российское образование»
https://m.edsoo.ru/7f414452 – Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».