МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области У О г. Полевской
, МБОУ ПМО СО мООШ с. Курганове”
РАССМОТРЕНО
эром
педагогическим советом
Нелюбина Л.В.
Протокол № 1
от «27» августа 2025 г
о
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 8-9 классов
г. Полевской 2025г.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения курса
Содержание программы
Календарно - тематическое планирование
Список литературы
Приложения
Пояснительная записка
Программа «Практикум по русскому языку» для обучающихся 8-9
классов общеобразовательных организаций разработана с учетом:
 требований федерального государственного образовательного стандарта
по русскому языку (базовый уровень);
 требований к уровню подготовки учащихся 8-9 классов;
 познавательных интересов учащихся.
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за
пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако,
как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения и углубленного
изучения русского языка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения
мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для
того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного
языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова
интеллекта современного школьника. Мышление не может развиваться без
языкового материала, и умение работать со словарём, справочной
литературой, энциклопедиями – одна из первых и важных
ступеней в
овладении речью.
Актуальность программы:
формирование орфографической зоркости,
пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое
использование лингвистических знаний и умений важно для повышения
уровня грамотности учащихся для последующей подготовки к экзаменам и
для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего
знания русского языка.
Данный курс направлен на углубленное изучение русского языка и
призван помочь учащимся успешно подготовиться экзаменационной работе
по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить
имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным
становится умение сокращать текст
до
минимума информации
без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку
на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а
некоторые темы и термины не включены в программу средней школы
(например,
определение
микротемы
текста).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование
умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной
информации.
Новизна программы:
 знакомит с практикой экзамена по русскому языку;
 практическая направленность преподавания курса;
 использование системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в
логической последовательности и направленных на активизацию
познавательной
сферы обучающихся посредством
применения
разнообразных педагогических технологий и форм работы,
интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы.
 Цель курса: преодоление трудностей в изучении русского языка;
формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной
речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
 расширение кругозора обучающихся, способствование формированию
навыков работы со справочной литературой;
 подготовка обучающихся к сдаче экзамена.
Задачи курса:
1. Систематизация ЗУН.
2. Совершенствование умения излагать учебный текст.
3.Совершенствование умения создавать собственное высказывание
(сочинение) на заданную тему.
4. Дополнить знания материалам, не входящими в школьную программу.
5. Умение пользоваться справочной литературой.
6. Развитие навыков исследовательской работы.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и
индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
•
•
•
•
•
•
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
•
•
•
•
•
•
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую
тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
•
•
•
конспектирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате занятий обучающиеся должны повысить свою грамотность
по русскому языку (свободно владеть орфографией и пунктуацией), развить
культуру устной и письменной речи, научиться применять правила, учитывая
речевую ситуацию (осмысленно и точно понимать чужое высказывание
(аудирование, чтение), свободно и правильно выражать собственные мысли
(говорение, письмо) в соответствии с нормами литературного языка).
Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности,
то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно
использовать полученную разными способами текстовую информацию, а
также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли
в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными
требованиями к речевому высказыванию.
По окончании курса учащиеся должны
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения
учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- иметь представление о структуре экзаменационной работы,
знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;
нормы
литературного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические).
уметь:
- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
- уметь писать сочинение-рассуждение;
- уметь писать сжатое изложение.
Критерии ожидаемых результатов:
- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и
объяснять их;
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Личностные и метапредметные результаты освоения содержания
программы курса.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы
курса являются следующие умения:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по курсу являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
– организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
Содержание программы :
Образовательная область: «Филология». Сроки реализации программы – 2
года – 68 часов (8 класс- 34 часа, 9 класс- 34 часа).
8класс (34 часа)
1 часть (20ч)
Изложение. Виды изложений.
Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение.
Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и
второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная
целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Критерии оценивания сжатого изложения.
2 часть (10часов)
Смысловой анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Правописание приставок.
Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание
суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний
глаголов.
Лексика и фразеология.
Виды подчинительной связи в словосочетании.
Способы
выражения
главных
членов
предложения.
Выделение
грамматических основ предложения.
Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.
Вводные слова. Обращения. Уточняющие обособленные обстоятельства.
Практикум (4часа)
Написание сжатого изложения и его анализ.
Итоговая тестовая работа и её анализ.
9 класс (34 часа)
1 часть (4 часа)
Написание сжатого изложения и его анализ.
Входная тестовая работа и её анализ.
2 часть ( 6 часов)
Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы.
Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы.
Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное,
однородное и параллельное подчинение.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.
Сложное предложение с разными видами связи.
Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (20 часов)
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
работы над сочинением – рассуждением 15.1,, 15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для
аргументации. Тематика сочинений-рассуждений.
Критерии оценивания сочинения –рассуждения.
Контрольное тестирование ( 4 часа)
Написание экзаменационной работы по русскому языку и её
анализ.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
Результаты
п/п
часов
8класс (34 часа)
(20ч)
1 Изложение. Виды изложений.
1
• Владеют комплексом
умений, определяющих
2 Способы и приемы компрессии текста. 3
уровень языковой и
Исключение. Обобщение. Упрощение.
лингвистической
3 Написание сжатого изложения и его
2
компетенции 8анализ.
классников.
4 Определение, признаки и
1
характеристика текста как единицы
• Умеют грамотно писать
языка.
сжатое изложение,
5 Тема, идея, проблема и способы их
2
используя
определения и формулирования.
соответствующие
6 Композиция, логическая,
1
приёмы компрессии
грамматическая структура текста.
текста.
7 Понятие о микротеме. Соотношение
2
• Владеют формами
микротемы и абзацного строения
обработки информации
текста.
исходного текста.
8 Представление об абзаце как о
1
пунктуационном знаке. Главная и
• Умеют извлекать
второстепенная информация в тексте.
информацию из
9 Ключевые слова и их роль в
1
различных источников.
определении границ главной
• Знают критерии
информации.
оценивания сжатого
10 Текст как продукт речевой
2
изложения.
деятельности. Смысловая и
композиционная целостность текста.
11 Извлечение информации из различных 1
источников.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Письменное воспроизведение текста с 2
заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания
прослушанного текста).
Словари и справочники.
1
(10часов)
Смысловой анализ текста.
1
• Знают орфоэпические,
Изобразительно-выразительные
1
лексические,
средства русского языка.
грамматические,
Правописание приставок.
1
орфографические и
Правописание Н-НН в суффиксах слов 1
пунктуационные нормы
различных частей речи. Правописание
суффиксов различных частей речи.
современного русского
Правописание личных окончаний
1
литературного языка.
глаголов.
Лексика и фразеология.
1
• Умеют работать с
Виды подчинительной связи в
1
тестовыми заданиями:
словосочетании.
самостоятельно (без
Способы выражения главных членов
1
помощи учителя)
предложения. Выделение
понимать формулировку
грамматических основ предложения.
задания и вникать в её
Пунктуация при однородных и
1
смысл.
обособленных членах предложения.
Вводные слова. Обращения.
1
Уточняющие обособленные
обстоятельства.
Практикум (4часа)
Написание сжатого изложения и его
2
Самостоятельно пишут сжатое
анализ.
изложение. Делают анализ
ошибок.
Итоговая тестовая работа и её анализ.
2
Самостоятельно выполняют
тестовую часть. Делают анализ
ошибок.
9 класс (34 часа)
Практикум (4 часа)
Написание сжатого изложения и его
2
.
анализ.
Анализируют ошибки.
Входная тестовая работа и её анализ.
2
1 часть (6 часов)
Сложносочиненные предложения.
Сочинительные союзы и их группы.
Сложноподчиненные предложения.
Подчинительные союзы и их группы.
Виды соподчинения придаточных
предложений главному.
Последовательное, однородное и
параллельное подчинение.
Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в БСП.
1
•
1
2
•
1
Владеют комплексом
умений, определяющих
уровень языковой и
лингвистической
компетенции 9классников.
Знают синтаксические и
пунктуационные нормы
современного русского
языка.
32
Сложное предложение с разными
видами связи.
1
•
•
2 часть (20 часов)
33
34
35
36
37
38
39
Четко соблюдают
инструкции,
сопровождающие
задание.
Самостоятельно
ограничивают временные
рамки на выполнение
заданий.
Сочинение-рассуждение. Структура
2
• Знают структуру и
сочинения - рассуждения.
алгоритм написания
сочинения-рассуждения.
Алгоритм написания сочинения –
4
• Умеют использовать
рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
клише в сочиненииКак начать сочинение-рассуждение?
4
рассуждении.
Речевые клише, используемые в
•
Применяют и умеют
сочинении-рассуждении.
оформлять аргументы и
Аргументы, способы оформления
5
речевые клише для
аргументов, речевые клише для
аргументации.
аргументации.
•
Знают критерии
Тематика сочинений-рассуждений.
3
оценивания сочиненияКритерии оценивания сочинения –
2
рассуждения..
рассуждения.
Контрольное тестирование ( 4 часа)
Написание экзаменационной работы
4
• Самостоятельно
по русскому языку и её
ограничивают временные
анализ.
рамки на выполнение
заданий.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список использованной литературы
Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык.
Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В.
Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2018.
Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. Выполнение заданий
части С / Г.Т. Егораева .- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Симакова Е.С. Русский язык: Сжатое изложение: Задание базового
уровня сложности: С1: 9 класс./ Е.С. Симакова.- М.: Астрель, 2012.
ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 36
вариантов / под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное
образование», 2018.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] / Ю. В. Откупщиков. СПб:Авалонъ Азбука - классика, 2011.
Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д.
Э. Розенталь. - М., 2011.
Розенталь, Д. Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский
язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М., 2002.
Сперанская, А. В., Суслова А.В. О русских именах [Текст] / А. В.
Сперанская, А. В. Суслова. – СПб:Авалонъ Азбука - классика, 2011
Приложение 1.
Основные языковые приёмы компрессии исходного текста
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или
отрицательным местоимением с обобщающим значением;
 замена сложноподчинённого предложения простым;
 замена прямой речи косвенной.
2. Исключения:
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных
членов;
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное
значение;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения,
представленные слишком широко и полно.
3. Слияния:
• образование сложного предложения путём слияния двух простых,
повествующих об одном и том же предмете речи.
Текст изложения
Скрипучая дверь
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили,
потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала
зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали
говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно
было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и
закрывались. Набухали. Пропускали холод.
Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.
- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала
коробиться, кривиться, скрипеть.
Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли.
Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела
с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую.
Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что
легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные
достоинства, а ее дверные обязанности.
Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она
ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть
не может вне избы.
Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в
одиночестве.
Е. Пермяк
(198 слов)
Пример сжатого изложения текста
Скрипучая дверь
В новую избу навесили хорошую Дверь. ( Красивую Дверь. И все ее хвалили,
потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала
зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было
упрекнуть, и о ней перестали говорить.)
Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не
говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали
холод. ( Они с трудом открывались и закрывались.
Рамам уделялось много внимания.) И это обозлило завистливую Дверь. Она
стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили.
(- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и
сталакоробиться, кривиться, скрипеть.
Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько
могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела
так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для
окружающих.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место
навесили(другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до
сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то
особенные достоинства, а) ее дверные обязанности.
Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без
избы она ничего собой не представляет. ( Ровным счетом ничего. Даже
скрипеть не может вне избы.)
Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в
одиночестве.)
Приложение 2
Изобразительно-выразительные средства языка и речи
Термин
Определение
Примеры
Аллегория
(иносказание)
Изображение
отвлеченного
понятия через
конкретный образ.
В баснях аллегорическое
воплощение: лиса – хитрости,
заяц – трусости, волк – злобы
и жадности, осёл – глупости.
Анафора
(единоначатие)
Повторение слов или
словосочетаний в
начале предложений,
стихотворных строк
или строф.
Например, в стихотворении
М.Лермонтова
"Благодарность" шесть строк
начинаются с предлога за. В
стихотворении Г.Державина
"Русские девушки" пять строк
начинаются с как.
Антитеза
(противопоставление)
Контраст,
противопоставление
явлений, понятий,
образов, состояний и
т.п.
Часто выражается с
помощью антонимов.
Бессоюзие
Гипербола
(преувеличение)
Градация
Инверсия
Не плоть, а дух растлился в
наши дни. (Ф.Тютчев).
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж
собой. (А.Пушкин).
«Война и мир» (Л.Толстой),
«Преступление и наказание»
(Ф.Достоевский), «Коварство
и любовь» (Ф.Шиллер).
Намеренный пропуск
союзов для придания
тексту динамичности.
Швед, русский – колет, рубит,
режет,
Бой барабанный, клики,
скрежет.
(А.Пушкин).
Чрезмерное
преувеличение
свойств предмета;
количественное
усиление признаков
предмета, явления,
действия.
В сто сорок солнц закат
пылал,
В июль катилось лето.
(В.Маяковский).
Миллион, миллион алых роз
из окна, из окна видишь ты
(Песня).
Расположение слов и
выражений по
возрастающей или
убывающей
значимости.
Фашизм ограбил, разъел,
расшатал Европу.
(И.Эренбург).
Намеренное
нарушение обычного
(прямого) порядка
слов.
Выткался на озере алый свет
зари.
На бору со звонами плачут
глухари (С.Есенин).
Пришел, увидел, победил.
Каждый памятник культуры
разрушается, искажается,
ранится навсегда (Д.
Лихачев).
Он из Германии туманной
привез учености плоды.
(А.Пушкин).
Ирония
(скрытая насмешка)
Литота
Метафора
Многосоюзие
Оксюморон
(оксиморон)
Употребление слова
или высказывания в
смысле,
противоположном
прямому. Обратный
смысл может быть
придан большому
контексту или
целому
произведению.
Отколе, умная, бредешь ты,
голова? (И.Крылов).
Пример иронического
произведения –
стихотворение М.Лермонтова
«Благодарность» (здесь
ирония доходит до сарказма –
высшей степени проявления
иронии).
Преуменьшение
предмета (обратная
гипербола)
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
не более наперстка
(А.Грибоедов)
Слово в переносном
значении; перенос
основан на
уподоблении одного
предмета другому по
сходству или
контрасту; скрытое
сравнение.
Разновидность –
развернутая
метафора.
В саду горит костер рябины
красной. (С.Есенин).
Повторение союзов
для логического и
интонационного
подчеркивания
соединяемых членов
предложения.
И пращ, и стрела, и лукавый
кинжал
Щадят победителя годы.
(А.Пушкин).
Сочетание
противоположных по
значению слов с
целью необычного
выражения какоголибо нового понятия,
представления
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг
(М.Лермонтов).
На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея
(Н.Колычев).
Пример развернутой
метафоры – стихотворение
М.Лермонтова "Чаша жизни".
Иди на бой за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
(Н.Некрасов).
Но перед ним туда навек
закрыта дверь,
Где радость теплится
страданья (А.Фет).
(сочетание
несочетаемого)
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной
(А.Ахматова).
С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я
остался жив? (С.Есенин).
«Живые мощи» (И.Тургенев),
«Живой труп» (Л.Толстой),
«Оптимистическая трагедия»
(В.Вишневский).
Олицетворение
Перенесение свойств
человека (лица) на
неодушевленные
предметы, явления
природы или
животных.
Разновидность –
развернутое
олицетворение.
Параллелизм
Одинаковое
синтаксическое
построение смежных
предложений.
Луна хохотала, как клоун
(С.Есенин).
Полночь в моё городское
окно
Входит с ночными дарами
(А.Твардовский).
Пример развернутого
олицетворения - стих-е
М.Лермонтова "Утёс".
Что ищет он в стране
далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Лермонтов).
Мне нравится, что вы больны
не мной.
Мне нравится, что я больна не
вами.
(М.Цветаева).
Парцелляция
Расчленение фразы
на части или
отдельные слова;
намеренное
нарушение границ
предложения.
Боюсь гостиниц. Может,
потому,
что чувствую, что в номере
когда-то
остаться мне случится
одному.
Навеки. В самом деле. Без
возврата. (Е.Винокуров).
Перифраз
(перифраза)
Оборот речи,
заменяющий слова
Приветствую тебя,
пустынный уголок, Приют
Риторический вопрос
Риторическое
обращение
Сравнение
или словосочетания;
указывает на
признаки
неназванного
предмета.
спокойствия, трудов и
вдохновенья…
Вопросительное
предложение, не
требующее ответа;
используется для
привлечения
внимания к
изображаемому
явлению или для
размышления
Есть ли смысл обманывать
себя?
Синтаксическая
конструкция
эмоциональноэкспрессивного
характера для
привлечения
внимания,
выражающая
отношение автора к
объекту.
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия
(Ф.Тютчев).
Сопоставление двух
понятий, предметов,
явлений с целью
пояснения одного из
них при помощи
другого.
(А. Пушкин).
Вместо С.-Петербург –
северная столица, город на
Неве, северная Пальмира и
т.п.
Разве добрые дела
совершаются для похвалы
или награды?
Как же выбрать время, чтобы
несколько членов семьи
могли сразу собраться за
столом? Не выбрать времени?
(С.Львов).
Дух бродяжий! Ты все реже,
реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье
чувств. (С. Есенин).
Как дерево роняет тихо
листья,
Так я роняю грустные
слова.(С.Есенин).
Капли росы - белые, как
молоко, но просвеченные
огненной искоркой.
(В.Солоухин).
Лед неокрепший на речке
студеной
словно как тающий сахар
лежит. (Н.Некрасов).
Золотою лягушкой луна
распласталась на тихой воде
(С.Есенин).
Ее глаза – как два тумана,
полуулыбка, полуплач
(Н.Заболоцкий).
Развернутое сравнение
Сравнение ряда
сторон, ряда
признаков сложного
явления (обычно с
помощью союза как).
Ходить по-утиному; сидеть
по-турецки; бежит как на
пожар.
Умолчание
Внезапно прерванное
высказывание в
расчете на догадку
читателя.
С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует…одни
мечты и
грёзы… (Д.Давыдов).
Эллипсис
Пропуск во фразе
какого-либо слова,
логически
подразумевающегося.
Богаты мы, едва {вышли}из
колыбели,
Ошибками отцов и поздним
их умом.
(М.Лермонтов).
Эпитет
Слово или
словосочетание,
служащее образной
характеристикой
какого-либо лица,
явления или
предмета (чаще всего
метафорическое
прилагательное);
«красочное»
определение. Нельзя
смешивать с
определительными
прилагательными,
являющимися просто
предметными и
Капельки хрустальной влаги;
седой росный луг
(В.Солоухин).
Пример развернутого
сравнения – XI строфа
стихотворения "Осень".
От весел к берегу кудрявый
след бежал (А.Фет).
Пала царственная Троя.
(Ф.Тютчев).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
(С.Есенин).
Ср.: белый снег, мягкий снег
– опреде-лительные
прилагательные; сахарный
Эпифора
(концовка)
логическими
определениями.
снег, лебяжий снег
– эпитеты.
Повторение слов или
выражений в конце
смежных
предложений.
Милый друг, и в этом тихом
доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом
доме
Возле мирного огня!
(А.Блок).
Приложение 3
Сочинение-рассуждение 15.3 (по тексту Ю.М. Нагибина. О
войне)
Что такое память сердца?
Вообще, память – это способность помнить и хранить в душе
моменты, произошедшие в жизни. А память сердца – это глубокие
впечатления от увиденного и пережитого лично тобою. Те воспоминания,
которые мы храним в сердце, навсегда остаются живыми. Воспоминания, я
думаю, могут быть как приятными, так и тягостными, о которых больно
вспоминать. Приведу примеры, подтверждающие это.
Великая Отечественная война – время, которое хранят в памяти многие
люди. Валя Зайцева, героиня текста Ю. Нагибина, называет погибшую Таню
Савичеву своей подругой. Валя восхищалась Таней и считала, что все
василеостровские девчонки такие же сильные. Для того чтобы навсегда
увековечить память об этой девочке с серьёзными глазами, которая в
блокадном Ленинграде «не сдавалась – жила», Валя решила участвовать в
строительстве памятника ей и её семье.
Танин дневник… Валя, читая
каждую страницу дневника и выводя каждую буковку на бетоне, как будто
сама прочувствовала тяжёлую, трагическую жизнь Тани. Она с трудом
сдерживает слёзы и старается быть такой же мужественной, как Таня. В
сердце Вали Зайцевой навсегда остались строчки из этого дневника. Блокада
отняла у Тани и у других детей жизнь, но в нашей памяти они всегда живы.
Годы войны – это самое ужасное время в жизни каждого человека.
Это время хотят забыть, но не могут это сделать, ведь память хранится в
сердце. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому
воевавшему. Один из миллионов солдат - Иван Петрович Истомин,
фронтовик. Он сражался под Ржевом во имя людей, не думая о себе, о
наградах и славе, воевал ради своего народа и Родины. И.П. Истомину
присвоено звание Героя Российской Федерации. Вернувшись с войны, он
доказал, что те, кто прошёл ад сражений, верны человеческому долгу и в
мирное время. Память о таких героях должна оставаться в наших сердцах.
Таким образом, мы доказали, что каждое поколение должно знать и
помнить все страшные моменты, которые пережили люди в годы
войны. Пока мы помним, герои живы.