РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Школьный театр для обучающихся 5–9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области УО г. Полевской
МБОУ ПМО СО ”ООШ с. Курганове”

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

м
й <Р м

Протокол № 1
от «27» августа 2025 г

\1

§| 5оЯ
»

Нелюбина Л .В.
00

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школьный театр»
для обучающихся 5-9 классов

Полевской
2025 год

2025 г.

1. Пояснительная записка рабочей программы курсавнеурочной
деятельности «Школьный театр»
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы
актерского исполнительского мастерства.
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей актёрскому мастерству способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, воспитывает в
нём те личностные качества, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Школьный театр не рассматривается только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля. Очень
важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и воображение, научили сочувствию и сопереживанию.
Создание спектаклей способствует овладению детьми навыками общения,
коллективного творчества, учит объективной самооценке успехов и неудач.
Занятия в театральном объединении помогает ребенку в самоопределении и
самореализации при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, приобрести коммуникативный опыт общения на основе культурных норм взаимоотношений и деятельности, приобрести организаторский опыт и опыт самоорганизации, расширить сферу познавательных интересов, знаний о себе и
окружающем мире, приобрести новых друзей.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена, прежде
всего, на развитие творческого начала в каждом учащемся, на выражение
его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы:
1. Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке в школе.
2. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.
3. Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор
школьников, философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного
посредством игры, формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Занятия театральным
творчеством приобщают учащихся к музыке, литературе, изобразительному искусству.
2

4. Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся,
их личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет
учащимся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя комфортной среды.
Принципы организации занятий
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики:
1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
3. Смена типа и ритма работы.
4. От простого к сложному.
5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Отличительные особенности
С момента поступления в объединение ребёнок сразу включается в творческий процесс создания образа, познания себя, как личности, понимания
того, что происходит вокруг.
Особенность программы так же состоит в том, что в процессе обучения
театральному искусству дети приобщаются к различным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, танцевальной, что позволяет детям не
только развивать свои способности, но и превратить занятие в интересный,
содержательный процесс.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 11-13 лет.
Возрастные особенности:
− постоянный физический рост
− совершенствование навыков
− осознание моральных и нравственных ценностей
− способность сосуществовать со своими сверстниками
− здравая позиция по отношению к самому себе.
У подростков в среднем школьном возрасте происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. В этом возрасте формируется характер, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Все органы чувств усиленно развиваются: опорно-двигательный
аппарат укрепляется; совершенствуется координация движений. Дети в эти
годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному
сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются.
Уровень освоения программы – базовый, предполагает освоение основных умений и навыков по актерскому мастерству.
3

Объем и сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1год обучения в объеме 136 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю по 2 часа.
Форма организации деятельности обучающихся – коллективная, групповая, индивидуально-групповая, самостоятельная.
Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между учащимися и педагогом. Поэтому
программа по актерскому мастерству подразумевает наличие индивидуальных занятий по сценической речи, по актерскому мастерству на стадии работы юного актера над ролью, а также занятия по подгруппам во время репетиций спектакля.
Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия.
Виды занятий: учебное, практическое занятие, творческие отчеты, концерты, спектакли.
Особенности организации образовательного процесса
Принимаются все желающие, имеющие необходимые навыки без предварительного отбора.
Программа состоит из двух блоков:
1. Обучающий, где дети получают знания по истории театра, театрального костюма, театральных жанров, приобретают навыки сценической речи,
актерского мастерства и сценического движения.
2. Практический, где полученные знания и навыки дети используют для
создания сценического образа в театральных постановках.
Теоретические занятия по разделам «Актерское мастерство», «Сценическое движение», «Сценическая речь» проводятся со всей группой. В период постановочных работ занятия ведутся по подгруппам (40 минут на подгруппу), а индивидуальные занятия по сценической речи и актерскому мастерству в процессе работы над ролью - по 30 минут с каждым исполнителем.
Условия приема: ребенок может быть зачислен на обучение в течение
всего учебного года.

4

2. Цель и задачи рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Школьный театр»
Цель программы: всесторонне развитие обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи обучения:
Образовательные:
- научить обучающихся избавляться от неуверенности и страха в сложных условиях сценического пространства
- научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы
- развить актерское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга.
Личностные:
- развить речевой аппарат учащихся с помощь речевого тренинга и изучения скороговорок
- развить познавательную активность, самостоятельность, инициативу
- воспитать чувства взаимоуважения и взаимовыручки
- развить базовые способности – мышление и воображение.
Метапредметные:
- развить исследовательские действия, навыки работы с информацией
- росту потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности
- способствовать расширению спектра специализированных знаний по
смежным дисциплинам: литературе, истории театра, музыке - для дальнейшего творческого самоопределения.
3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ Тема занятий
п/п

Всего
часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Стартовая диагностика

2

2

-

2

Азбука театра

6

4

2

Формы
аттестации/
контроля
знакомство,
собеседование,
инструктаж
беседа, игры,
просмотр
спектакля
5

3

Актерское мастерство

18

2

16

4

Театральные игры.
Предлагаемые обстоятельства.

8

2

6

5

Сценическая речь

14

2

12

6

Художественное чтение

12

2

10

7

Сценическое движение

10

2

8

8

Постановки

64

-

64

9

Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

2

-

2

136

16

120

Итого

беседа,
наблюдение,
выполнение
творческих
заданий
беседа,
наблюдение,
выполнение
творческих
заданий
беседа,
наблюдение,
выполнение
творческих
заданий
беседа,
наблюдение,
выполнение
творческих
заданий
беседа,
наблюдение,
выполнение
творческих
заданий
наблюдение,
выполнение
творческих
заданий
творческий
отчет

Примечание:
Количество часов учебно-тематического плана представлено из расчета на 1 учебную группу, 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа), 136 часов
в год (34 учебные недели). Количество часов на театральную деятельность образовательная организация определяет самостоятельно.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью
основной образовательной программы образовательной организации,
6

разрабатывается самостоятельно на основе требований к результатам
освоения образовательной программы основного общего образования.
Календарный учебный график курса внеурочной деятельности – это
составная часть рабочей программы, содержащая комплекс основных
характеристик образования. Календарный учебный график является
обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы.
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Стартовая диагностика.
Теория
Обзор программы на год. Выборы руководителей творческих групп. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.
Практика
Игра на знакомство. «Разрешите представиться» - умение представить
себя публике.
Тема 2. Азбука театра.
Теория
История возникновения театра и создания театра. Общее представление
о видах и жанрах театрального искусства.
Многообразие выразительных средств в театре: драматургия, декорации,костюмы, грим, свет, музыкальное и шумовое оформление.
Практика.
- Просмотр видеофильмов (отрывки из балетных, драматических, музыкальных спектаклей).
- Знакомство со структурой театра и его основными профессиями через
творческие задания и театральные игры. Сценический этюд «Представь профессию».
Тема 3. Актерское мастерство.
Теория
Основные элементы сценического действия по системе Станиславского.
Практика.
Овладение основными элементами сценического действия по системе
Станиславского:
- внимание.
Игры на развитие слухового и зрительного внимания: «Что ты слышишь», «Запомни»;
Упражнения с предметами «Есть или нет», «Руки-ноги».
- воображение.
7

«Запомни фотографию», «Повтори фигуру», «Оркестр», «Угадай, что яделаю»;
- общение.
Беседа: «Три круга общения актера на сцене».
Парные и групповые этюды на общение «Новенький в классе», «Знакомство», «Очередь в магазине».
- память физических действий.
Этюды на память физических действий (ПФД) с воображаемыми предметами в предлагаемых обстоятельствах: опаздывая в школу поджарить яичницу, собрать портфель и поесть. Игры «Подарки», «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем».
- эмоциональная память.
Этюды на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие:
«Письмо», «Зубной кабинет», «Радость», «Ожидание».
Театральные игры. Органичность в мизансцене: «Уборка», «Гадалка»,
«Глина».
Умение держать паузу: «Стакан чаю», «Ссора».
Тренинг творческой психотехники актера:
- развитие навыков рабочего самочувствия
- развитие творческих восприятий
- развитие творческих навыков физического самочувствия
- развитие артистической смелости и элементов характерности.
Виды этюдов. Одиночные и парные этюды на выполнение простого задания.
Этюды на организацию действий, «Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий.
Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.
Тема 4. Театральные игры. Предлагаемые обстоятельства.
Теория
Понятие «Театральная игра». Общеразвивающие и специальные театральные игры. Воображение вера в вымысел. Язык жестов, движений и
чувств.
Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых
обстоятельствах.
Практика.
Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства.
Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый
дом/город, хочу выбраться. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора» и т.д.
Тема 5. Сценическая речь.
Теория
8

Беседа: «Азбука дыхания» (массаж, гимнастика). Элементы речевого
детского голоса (звучность, легкость, полетность).
Интонация.
Словесные действия как подтекст. Речь и тело. Стихотворная речь. Ритмические законы стиха.
Практика
Вибрационный массаж. Упражнения для языка, губ, нижней челюсти.
Тренировка гласных и согласных звуков. Упражнения на развитие активного речевого дыхания.
Скороговорки. Игра «Закончи стихотворение». Упражнения на умение
составлять предложения с заданными словами по карточкам. Составление
диалога с самостоятельным выбором партнера.
Упражнения на произношение фраз с различной эмоциональной нагрузкой (радостно, грустно, удивленно, сердито,) Упражнения на четкое произношение текста.
Упражнения на развитие образного мышления, соединение словесных и
бессловесных действий.
Работа со стихами. Разбор и анализ стихотворного текста.
Тема 6. Художественное чтение
Теория
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие
текста и подтекста, произносимой фразы.
Практика
Работа с дикцией. Чтение вслух литературного произведения и его разбор.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Тема 7. Сценическое движение
Теория
Мышечная свобода.
Работа с воображаемыми предметами
Пластическая выразительность.
Сценические падения. Сценическая пощечина.
Практика
Разогревающие упражнения, бег, ходьба, прыжки. Упражнения переменного напряжения и расслабления основных групп мышц.
Упражнения на развитие воображения «Тумбочка», «Зонтик», «Шарик».
Упражнения на создание образов животных с помощью выразительных
пластических движений. Развитие чувства ритма и координации движенийчерез упражнения «Поймай хлопок», «Ежик», «Осьминог».
9

Отработка примитивных вариантов ударов и падений. Упражнения «Выстрелы», «Неуловимый Джо».
Игровое занятие «На балу у Золушки». Отработка женских и мужскихпоклонов, правила хорошего тона во время беседы дамы и кавалера.
Тема 8. Постановки
Практика
Этапы постановки.
Застольный период: знакомство с текстом и ролью, схема сюжета, конфликт, завязка – кульминация – развязка, главный герой, задачи каждого
персонажа.
Репетиция: закрепление мизансцен, отработка отдельных сцен, слабых
«кусков», целые действия.
Сводные репетиции, репетиция-прогон.
Генеральная репетиция.
Премьера, выступления, встречи-беседы со зрителями.
Тема 9. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика
Творческий отчет. Показ спектакля, инсценировки. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.

4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
К концу года учащиеся должны знать:
- многообразие выразительных средств театра
- элементы органического действия на сцене по системе К. С. Станиславского (внимание, воображение, эмоциональная память, общение)
- комплекс упражнений речевого тренинга, 3-5 скороговорок
- понятия «сюжет», «монолог», «диалог», «конфликт».
К концу года учащиеся должны уметь:
- управлять своим вниманием – «смотреть и видеть, слушать и слышать,
уметь думать на сцене»
- ориентироваться в пространстве сцены, равномерно перемещаться и
естественно действовать с партнерами по игре
- активизировать свою фантазию через сочинительство, этюды с заданными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями, с воображаемыми предметами на память физических действий
- выполнять упражнения, развивающие пластическую выразительность,
гибкость, координацию движений, пользоваться жестами
- знать и выполнять артикуляционную гимнастику, произносить скороговорки в разных темпах, текст с нужными интонациями.
10

Личностные результаты:
- развиты речевой аппарат, мышление, воображение
- учащиеся научились приемам самоорганизации, осуществляют самоконтроль своих знаний и умений.
Метапредметные результаты:
- учащиеся умеют: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами.

5. Формы контроля.
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится к концу учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, мини-спектаклей, проведения школьного мероприятия.

6. Условия реализации рабочей программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет
- сцена
- технические средства: музыкальный центр, микрофон
- театральные костюмы, грим, декорации.
Форма одежды учащихся – спортивная, обувь мягкая, удобная.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- дидактический материал
- специальная литература
- видеозаписи, фотоматериалы, фонограммы
- словари, иллюстрированные справочники
- репертуарные сборники
- портреты театральных деятелей, знаменитых актеров, видеозаписи.

11

Примерный план проведения занятий
Речевой тренинг
- Разогревающий массаж
- Артикуляция
- Дыхание
- Масочный звук и посыл
- Логика речи.
Упражнения по актерскому мастерству.
- Внимание
- Воображение
- Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств
- Этюды (или репетиция спектакля).
Требования к упражнениям
- Вера в предлагаемые обстоятельства
- Быть серьезным при выполнении заданий
- Внимательно и с пониманием относиться к тому, что делают другие.
Игровые упражнения нужно менять чаще, чтобы у детей не пропал интерес к ним. При выборе упражнений необходимо учитывать поставленную
задачу на конкретное занятие. Разминка перед репетицией не должна превышать 20-40 минут (в зависимости от возраста детей). Все этюды желательно проводить без слов, чтобы дети учились действовать, а не прятались
за текст.
Основные принципы поведения на сцене: Я ВИДЕН, Я СЛЫШЕН, Я
НИКОМУ НЕ МЕШАЮ.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».