РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Русский - язык путь к успеху для обучающихся 9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского муниципального округа
МБОУ ПМО "ООШ с. Курганово"

УТВЕРЖДЕНА
ектор
Нелюбина Л. В.
аз № d S -V
DJt»
^2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8872146)
Русский язык - путь к успеху
для обучающихся 9 классов

Полевской 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык — путь к
успеху» для обучающихся 9 классов разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) и направлена на подготовку
обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Программа актуальна в современных условиях, поскольку направлена
на формирование у обучающихся 9 класса целостного представления о
системе русского языка, развитие коммуникативной компетенции и
подготовку к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Цель программы: создание условий для формирования языковой,
коммуникативной
и
лингвистической
компетенций
учащихся,
обеспечивающих успешное прохождение государственной итоговой
аттестации по русскому языку.
Задачи программы:
• Систематизировать знания по русскому языку
• Развить навыки анализа текста
• Сформировать умения
создавать собственные письменные
высказывания
• Отработать навыки выполнения различных типов заданий
• Развить орфографическую и пунктуационную зоркость
• Сформировать психологическую готовность к итоговой аттестации
Место курса в учебном плане
Програм.ма рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) и является
дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе.
В процессе реализации программы используются:
• Практические занятия;
• Тренировочные упражнения;
• Работа с текстами;
• Анализ ошибок;
• Проектная работа;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"РУССКИЙ ЯЗЫК - ПУТЬ К УСПЕХУ"
9 КЛАСС
Основные разделы программы:
1. Работа с текстом (10 часов)
• Современные типы текстов:
- Анализ медиа-текстов: работа с новостными статьями разных жанров;
изучение особенностей подачи информации в СМИ; создание собственных
новостных заметок. Форма работы: групповая аналитика, создание
медиапродуктов.
- Работа с инфографикой: анализ существующих инфографик; создание
собственных визуальных материалов; создание собственных новостных
заметок. Форма работы: проектная деятельность, практические занятия.
- Особенности интернет-коммуникации: изучение специфики цифрового
этикета; анализ различных форматов онлайн-общения. Форма работы:
практические занятия, ролевые игры.
• Продвинутые навыки анализа:
- Интерпретация подтекста: работа с художественными текстами, анализ
скрытых смыслов; составление интерпретационных карт. Формы работы:
индивидуальные и групповые исследования.
- Выявление авторской позиции: анализ публицистических текстов;
определение методов убеждения; создание аргументированных эссе. Формы
работы: дискуссии, написание эссе.
• Инновационные методы работы:
- Создание ментальных карт;
- Использование цифровых инструментов для анализа;
- Применение методов критического мышления;
- Работа с большими массивами информации;
2. Орфография и пунктуация (8 часов)
• Сложные случаи правописания:
- Орфография заимствованных слов: исследования происхождения слов;
создание орфографического словаря; работа с этимологическими словарями.
Форма работы - исследовательские проекты.

- Сложные случаи пунктуации в ССП и СПП: анализ сложных предложений,
создание пунктуационных схем, работа с текстами, разных стилей. Форма
работы: практические занятия, создание схем
• Современные тенденции:
- Влияние цифровизации на письменную речь: анализ языковых
особенностей интернет-общения, создание правил цифровой грамотности,
разработка рекомендаций по написанию текстов. Форма работы:
исследовательские проекты, дискуссии;
• Практикум:
• Создание собственных текстов с применением сложных правил
• Редактирование профессиональных текстов
• Работа с корректурными знаками
• Анализ ошибок в современных СМИ
3. Грамматический анализ (6 часов)
• Углубленный синтаксис:
• Сложные синтаксические конструкции
• Стилистические фигуры
• Современный подход к морфологии:
• Неологизмы и их грамматические особенности
• Грамматические нормы в интернет-коммуникации
• Исследовательская деятельность:
• Анализ языковых явлений
• Исследование языковых ошибок
4. Развитие речи (6 часов)
• Современные средства выразительности:
• Мемо-тексты
• Визуальная риторика
• Профессиональное общение:
• Деловая корреспонденция
• Особенности профессиональной коммуникации
• Творческие задания:
• Создание мультимедийных проектов
• Подготовка публичных выступлений
5. Практикум по выполнению заданий (3 часа)
• Стратегии работы:
• Временной менеджмент

• Техники запоминания
• Проектная деятельность:
t
• Создание собственных тестовых заданий
6. Тренировочные работы (1 час)
• Итоговое,, занятие:
• Презентация результатов работы

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Формирование ответственного отношения к учению
/
• Развитие познавательных интересов
• Осознание ценности грамотного владения русским языком
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Умение планировать свою деятельность
• Способность анализировать и обобщать информацию
• Развитие коммуникативных навыков
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•

Овладение основными языковыми нормами
Умение применять знания на практике
Способность создавать связные тексты
Готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

Раздел 1. **Работа с текстом **

1.1

Современные типы текстов

1.2

Продвинутые навыки анализа

1.3

Инновационные методы работы

4

4

(

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

формируем
умения
анализировать,
оценивать,
преобразовывать
и представлять
информацию, а
также создавать
новые
информационные
объекты,

поиск
информации;
преобразование
и
интерпретация
информации;

средства связи
предложений в
тексте, виды связи
предложений,
основная мысль
текста,
синтаксические и
художественные
средства
выразительности

анализ
информации,
выявление
связей и
противоречий,
оценка
достоверности
источников

В рамках данного

поиск

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

(

Итого
Раздел 2. Орфография и пунктуация

2.1

Сложные случаи правописания

2.2

Современные тенденции

(
раздела
обучающиеся
должны овладеть
такими навыками,
как рефлексия,
целеполагание,
планирование,
моделирование,
проявление
инициативы,
вступление в
коммуникацию.

информации в
интернете,
создание
ментальных
карт

Рассмотреть и
отработать на
практике сложные
случаи
правописания
заимствованных
слов и т. д.

анализ текста

основные аспекты
анализа текста,
разница текстов
интернет-ресурсов
и печатных
изданий,
целесообразное

исследования,
игры,
наблюдения

(

2.3

Практикум

Итого
Раздел 3. Грамматический анализ

3.1

Углубленный синтаксис

3.2

Современные подходы к морфологии

3 .3

Исследовательская деятельность

(
употребление
иноязычных слов

практическая
отработка
навыков

создание
собственных
текстов,
редактирование
текстов, анализ
ошибок в
современных
текстах

Анализ сложных
синтаксических
конструкций,
стилистических
фигур.

Работа с
интернетисточниками

Неологизмы и их
грамматические
особенности;
грамматические
нормы в интернеткоммуникации

Работа с
интернетисточниками,
составление
презентаций по
работе

Анализ языковых
явлений,
исследование
языковых ошибок

Работа с
текстами

8

(
Итого

6

Раздел 4. Развитие речи

4.1

Современные средства выразительности

2

4.2

Профессиональное общение

2

(

обучающиеся
изучают
изобразительно­
выразительные
средства языка,
анализируют
тексты, находят в
них такие
средства и
объясняют цель
их употребления.
Также они учатся
определять
позицию автора
путём анализа
выразительно­
изобразительных
средств языка и
использовать
тропы и
стилистические
фигуры при
создании
собственных
текстов.

создание мемотекстов; игры,
направленные
на развитие
визуальной
риторики

Деловая
корреспонденция,

деловые игры,
составление

(

4.3

Творческие задания

Итого
Раздел 5. Практикум по выполненным заданиям

5.1

Стратегии работы

5.2

Проектная деятельность

(
особенбности
профессиональной
коммуникации

деловых
текстов

Создание
мультимедийных
проектов,
подготовка к
публичному
выступлению

презентации,
публичное
выступление

Знакомство с
временным
менеджментом,
отработка техник
запоминания

отработка
техник таймменеджмента
("съешь
лягушку",
"правило двух
минут" техники
запоминания разбиение
текста на части,
чтение с
активным
вовлечением,
создание
ментальныхкарт

Создание

работа с

(

Итого

3

Раздел 6. Тренировочные работы
6.1

Итоговое занятие

Итого
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1
34

с
собственных
текстовых заданий

текстом

представление
результатов
работы

презентация,
буклет, игра,
лэпбук

9 КЛАСС
№ п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

1

Анализ медиа-текстов

*

]

2

Анализ медиа-текстов

1

3

Работа с инфографикой

1

4
5

Особенности интернет-коммуникации
Интерпретация подтекста
-

1
1

6

Выявление авторской позиции

1

7

Ментальные карты

1

8

Цифровые инструменты для анализа текста

1

9

Критическое мышление

1

10

Большой массив информации, работа с ним

1

11

Орфография заимствованных слов

1

12

Сложные случаи пунктуации в СПИ и ССП

1

13

Влияние цифровизации на письменную речь

1

14

Создание собственных текстов с применением сложных правил

1

15

Редактирование профессиональных текстов

1

16

Работа с корректурными знаками

1

17

Анализ ошибок в современных СМИ

1

18

Сложные синтаксические конструкции

1

19

Стилистические фигуры

1

20

Неологизмы и их грамматические особенности

1

21

Грамматические нормы в интернет-коммуникации

1

22

Анализ языковых явлений

1

с
23

Исследования языковых ошибок

24

Современные средства выразительности

25

Мемо-тексты

26

Визуальная риторика

27

Деловая корреспонденция

28
29

Особенности профессиональной коммуникации
Создание мультимедийных проектов

30
31
32

Подготовка публичного выступления
Временной менеджмент
Техники запоминания

33

Создание собственных тестовых заданий

34

Итоговое занятие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОЕРАММЕ

(
1
1

ч

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».