АООП_НОО_01.09.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КУРГАНОВО»

УТВЕРЖДАЮ:
МБОУ ПГО
^Курганове»)
зихмииа Т.Г

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № О/
г
от
» fCc-i
Ш -20^Т.

Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования
муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Основной общеобразовательной школы
с. Курганове»

г. Полевской, 2020 г.

Содержание
Раздел

страница

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО
МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово»
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых
результатов освоения АООП НОО МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово»
II. Содержательный раздел

4
7
9

2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
III. Организационный раздел

10

3.1. Учебный план
3.2. Система условий реализации АООП НОО МКОУ «ООШ с.Курганово»

17

2

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования (далее АООП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МКОУ ПГО «Основная общеобразовательная школа с Курганово» - это комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), специальных
организационно-педагогических условий, форм аттестации, представленных в виде учебного
плана, системы условий реализации.
АООП НОО – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Нормативными основаниями разработки и принятия АООП являются следующие
нормативные документы:
–
–
–

–

–
–
–

–

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный Закон от 24.11.1995. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
условиям
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР;
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ ПГО
«ООШ с. Курганово»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 №270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей – инвалидов в
части организации обучения по основным образовательным программам на дому или
в медицинских учреждениях, находящихся на территории Свердловской области»;
Устав МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово».

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья» - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
«инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.

3

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с п. 6
статьи 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации» включаются в федеральные
государственные образовательные стандарты специальные требования. П. 2. статьи 34
данного Закона гарантирует учащимся право на предоставление условий для обучения с
учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе
получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической
коррекции.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение в МКОУ ПГО «ООШ с.
Курганово»» по АООП НОО осуществляется только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется
совместно с другими обучающимися. В МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово» получение
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в форме
инклюзивного образования.

Цель АООП НОО МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово»: коррекция нарушений развития
обучающихся и их социальная адаптация.
Задачи:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности
обучающегося
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
•
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их социального и эмоционального благополучия;
•
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными,
индивидуальными
особенностями
и
особыми
образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как
субъекта отношений в сфере образования;
•
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных
особенностей;
•
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО МКОУ
ПГО «ООШ с. Курганово»
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования соответствуют
личностным,метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО МКОУ ПГО
«ООШ с. Курганово» идополняются результатами освоения программы коррекционной
работы.Результатыосвоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных
средах:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,давать адекватную
4

обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначенияокружающих в быту
предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в
каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой
деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной
жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и вшколе.
3. Овладение
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
4. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей,в расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других;
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,упорядоченной
в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
5

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
5. Способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми
людьми;
- в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
6. Способность осваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые
возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать
свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение
задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; стремление к
активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ всоответствии
с
его потенциальными возможностями и особымиобразовательными потребностями.

6

1.3. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП НОО представляет комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов
образования: личностных,метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО МКОУ ПГО «ООШ с.
Курганово» (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.Обучающиеся
с ОВЗ
имеют право
проходить
текущую,промежуточную и государственную итоговую аттестацию освоения АООП НОО в
особых формах.
Специальные условия проведения текущей,промежуточной и итоговой(по итогам
освоения АООП НОО) аттестацииобучающихся с ОВЗ включают:

особую форму организации аттестации (индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей ииндивидуальных особенностей
обучающихся с ОВЗ;

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся наглядных схем,шаблонов общего хода
выполнения заданий);

присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; 

адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: 
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, принеобходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого;упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);

при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,напоминание о
необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к
заданию);

увеличение времени на выполнение заданий; 

возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения; 

недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ОВЗ
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом
оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы
коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в
показателях,отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонений развития.
7

Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы
осуществляется с помощью мониторинговых процедур, а именно3-х форм мониторинга:
стартовой, текущей и финишной диагностики.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения обучающегося на начальной уровне образования. При использовании
данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных
показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной
динамики)или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики)
обучающихся с ОВЗ в освоении планируемых результатов овладения программой
коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве
ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии:
продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в
нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе(окончание
учебного года, окончание обучения на начальном уровне школьного образования), выступает
оценка достижений обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами
освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатываются МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово» с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей
(законных представителей) направляют на расширенное психолого-медико-педагогическое
обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в
организацию и содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по
интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления)
степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не
только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.



8

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ОВЗ; программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни;программа внеурочной деятельности
соответствуют ООП НОО МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово».
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Коррекционнаяработа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где
осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и
оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП
НОО в целом.
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ
в освоении АООП НООМКОУ ПГО «ООШ с. Курганово»., коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная
адаптация.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся;
- осуществлениеиндивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей;
- оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
- адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания АООП
НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно
дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением
работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших
затруднений.Вслучае нарастания значительных стойких затруднений в обучении,
взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ОВЗ
направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие педагогов МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово»,
обеспечивающее системное сопровождение обучающихся;
- социальное партнѐрство с государственным бюджетным учреждением Свердловской
области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»
(ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»).

9

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется на уровне
начального общего
образования и ориентирована на 4-летний нормативный срок
освоения.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением
требований санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.Коррекционная работа
осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов.
Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 учебные недели, во 2, 3 и
4 классах – 34 учебных недели.Учебный процесс организован для пятидневной учебной
недели в 1 классе и шестидневной недели в 2, 3 и 4 классах. Продолжительность урока в 1
классе от 35 в 1 четверти и до 40 минут во 2, 3 и 4 четвертях. Продолжительность урока во 2
- 4 классах - 40 минут.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Расписание звонков:
1 урок 09:00 - 09:40
2 урок 09:50 – 10:30
3 урок 10:50 – 11:30
4 урок 11:50 – 12:30
5 урок 12:40 – 13:20
6 урок 13:30 – 14:10
7 урок 14:20 – 15:00
Учебный план определяет трудоемкость, перечень, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Трудоемкость учебного плана МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово» согласно
требованиям ФГОС
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

693

21

884

26

884

26

884

26

ИТОГО: 3345 часов за 4 года обучения
Учебный план, являясь механизмом реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ ПГО «ООШ с.
Курганово», состоит из двух частей: основной и части, формируемой участниками
образовательных отношений.Обязательная часть учебного плана реализуется средствами
образовательной системы учебно-методического комплекса «Школа России» в 1 - 4 классах.
10

Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования,
определенного обязательной частью учебного плана, содействуют приобщению
обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формированию
системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям
стандарта.Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей начального общего образования:

формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности, освоение знаний по предметам;

формирование гражданской идентичности обучающихся;

приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;

готовность к продолжению образования на последующей ступени основного
общего образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения, в том
числе и в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В результате изучения предмета «Русский язык» в объеме 5 часов в неделю
обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры, получат опыт позитивного эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку. У них сформируется стремление к его грамотному
использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения,
средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать
в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
В результате изучения предмета «Литературное чтение», на изучение которого
отводится 4 часа в неделю, обучающийся осознает значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя; научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально
отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и
общечеловеческими ценностями; освоит восприятие художественного произведения как
особого вида искусства.
В результате изучения предмета «Иностранный язык (английский)», на изучение
которого отводится 2 часа в неделю, начиная со 2-го класса, у обучающегося будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающийся приобретѐт
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания многообразия мира и культур других народов, осознает
личностный смысл овладения иностранным зыком.
11

В результате изучения предмета «Математика», на изучение которого отводится 4
часа в неделю, обучающийся начального общего образования:
 научится использовать начальные математические знания для описания окружающих
предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
 овладеет основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, приобретѐт необходимые вычислительные навыки;
 научится применять математические знания и представления, а также методы
информатики для решения учебных задач, приобретѐт опыт применения математических
знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях.
В результате изучения предмета «Окружающий мир» (2 часа в неделю)
обучающийся:
 получит возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
 обретѐт чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознает
свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
 приобретѐт опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомится с началами естественных и социально-гуманитарных наук
в их единстве и взаимосвязях, что даст учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и
предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.
В результате изучения музыки (1 час в неделю) у обучающегося:
 сформируются основы музыкальной культуры через эмоциональное восприятие,
развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
 будут воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и
духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов;
 начнет развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная
память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах
музыкальной деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства (1 час в неделю) у
обучающегося:
 будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения
искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
 сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов,
воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству,
12

Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и
недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе
морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и
оценку в искусстве — любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и
старших, ответственность за другого человека;
 появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм,
способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержание такие понятия, как «Отечество», «родная земля»,«моя
семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится
осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее
благополучие.
В результате изучения технологии (1 час в неделю) обучающийся:
 получит начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
 получит общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития;
научится использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении
подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других
изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических
задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического
мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования
внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
В результате изучения предмета «Физическая культура» (3 часа в неделю)
обучающийся:
 начнѐт понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной
практики;
 начнѐт осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня,
выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
 узнает о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие
систем дыхания и кровообращения, поймѐт необходимость и смысл проведения простейших
закаливающих процедур;
 познакомится и освоит нормы комплекса ГТО.
Изучение учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики, на изучение
которого отводится 1 час в неделю в 4-м классе, направлено на воспитание способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, на формирование начальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.

13

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
различные интересы и индивидуальные образовательные потребности обучающихся и их
родителей (законных представителей), развитие потенциала обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Учебный план начального общего образования (недельный)
Предметные области

Учебные
предметы/классы

Количество часов в неделю
1

2

3

4

итого

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Обязательная часть
Филология

(Английский язык)
Математика
информатика

и Математика

4

4

4

4

16

Обществознание
естествознание
(окружающий мир)

и Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

ОРК и СЭ

Основы
религиозных культур и светской этики

-

-

1

1

23

23

24

91

Обществознание
и Учебный
курс
«Юным естествознание (окружающий умникам и умницам»
мир)
Учебный
курс
«Основы
проектной деятельности»
-

-

-

2

2

1

1

-

2

Математика
информатика

курс -

1

1

-

4

«Детская -

1

1

-

2

Искусство

Итого

21

Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса:

Филология

и Учебный

«Конструирование»
Учебный
риторика»

курс

14

Максимально допустимая
недельная нагрузка

21

26

26

26

99

Учебный план начального общего образования (годовой)
Предметные области

Учебные
предметы/классы

Количество часов в год
1

2

3

4

итого

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

-

68

68

68

204

Обязательная часть
Филология

Иностранный язык
(английский)
Математика
информатика

и Математика

132

136

136

136

540

Обществознание
естествознание
(окружающий мир)

и Окружающий мир

66

68

68

68

270

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное
искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

ОРК и СЭ

Основы
культур
этики

-

-

-

34

34

693

782

782

816

3073

Искусство

религиозных
и светской

Итого:

Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений:
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)

Учебный курс «Юным
умникам и умницам»

Математика и
информатика

Учебный курс
«Конструирование»

68

34

34

68

68

15

Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)

Учебный курс
«Основы проектной
деятельности»

34

34

68

Филология

Учебный курс
«Детская риторика»

34

34

68

Итого:

693

884

884

884

3345

В целях коррекции недостатков психического развития обучающихся, отклонений в
развитии познавательной сферы и речи, восполнения пробелов в знаниях, для повышения
общего развития учащихся организуются индивидуальные занятия во второй половине дня,
количество индивидуальных занятий составляет до 5 в неделю. Индивидуальные
занятияпроводят учителя-предметники. Продолжительность занятий с учащимися составляет
15 - 20 минут.Организация и проведение этих занятий осуществляются исходя из
индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
Индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций (исправление
недостатков развития, восполнение пробелов в предметной, деятельностной,
эмоциональной сфере)
1 класс

2 класс

3 класс 4 класс

Культура речи

0,5

-

-

-

Занятия по коррекции письма

0,5

0,5

0,5

0,5

Занятия по коррекции счета

0,5

0,5

0,5

0,5

Технология: Исследовательская деятельность и ИКТ

-

1

1

1

Оригами

-

0,5

0,5

0,5

Живое слово

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

2

4

4

4

Занятия с психологом (по отдельному плану)
Занятия с логопедом (по отдельному плану)

Умники и умницы
Итого:

Для организации внеурочной деятельности МКОУ «ООШ с.Курганово» опирается на
оптимизационную модель и план внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Внеурочная
деятельность обучающихся с ОВЗ направлена на социализацию обучающихся, интеграцию
обучающихся в общество, развитие их коммуникативных навыков, расширение кругозора,
развитие познавательных интересов. Координирующую роль в организации внеурочной
деятельности выполняют классный руководитель, которые взаимодействуют с
педагогическими работниками, организуют систему отношений через разнообразные формы
16

воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления,
обеспечивают внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
Промежуточная аттестация обучающихся
Формы промежуточной аттестации учащихся проводятся в 1 классе на безоценочной
основе в виде контрольных работ по предметам и комплексной контрольной работы не чаще
одного раза в полугодие. В 2-4 классах промежуточная аттестация проводится в форме
контрольных работ по предметам на оценочной основе не реже 1 раза в четверть и форме
комплексной работы не реже 1 раза в полугодие.
Итоговая отметка за год определяется на основании четвертных отметок с учетом
результатов итоговых контрольных работ по отдельным предметам, перечень которых
утверждается приказом директора.
Промежуточная аттестация по предметам обязательной части учебного плана является
обязательной и учитывается при принятии решения педагогическим советом о переводе
обучающихся в следующий класс. Промежуточная аттестация по предметам вариативной
части, формируемой участниками образовательных отношений может осуществляться как в
отметочной так и безотметочной форме.

3.2. Система условий реализации АООП НОО МКОУ «ООШ с.Курганово»
Кадровые условия
МКОУ ПГО «ООШ с. Курганово», реализующее АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ, укомплектовано руководящими и педагогическими работниками (учитель начальных
классов, учитель музыки, учитель физической культуры, учитель иностранного языка,
педагог-организатор). Педагог-психолог,социальный педагог, учитель-логопед в штате не
предусмотрены.
Кадровые условия реализации АООП НОО включают обеспечение непрерывности
профессионального развития работников образовательной организации через освоение ими
дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не
реже чем один раз в три года, а также прохождение курсов повышения квалификации в
области инклюзивного образования. Этому способствуют наличие перспективного плана
курсовой подготовки кадров и своевременное ознакомление кадров с планом курсовых
мероприятий.
Большую методическую помощь и постоянное консультирование по вопросам введения
АООП НОО оказывают:
- государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»);
- методисты Управления образованием.

17

Характеристика педагогического состава
Наименование
ОП, учебных
предметов

ФИО работника

Должность

Информация об
уровне образования,
специальности

Информация о дополнительном
профессиональном образовании,
повышении квалификации
ГБОУ ДПО СО «ИРО» июнь
2012г., август 2012 г., ГАОУ ДПО
СО «ИРО», май 2015 г

Стаж
Стаж работы в Квалифи
педагогичес
данном ОУ
кационна
кой
я
деятельност
категория
и
29
29
1 К.К.

Русский язык
Фалалеева Л.А.
Литературное
чтение
Математика
Окружающий мир
Изобразительное
искусство
Технология

учитель
начальных
классов

ГОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»,
2003г., учитель
начальных классов,
специальность
«Педагогика и
методика начального
образования».

Русский язык
Колясникова
Литературное
А.В.
чтение
Математика
Окружающий мир
Основы
религиозных
культур
и
светской этики
Изобразительное
искусство

учитель
начальных
классов

ГОУ
ВПО ГБОУ ДПО СО «ИРО» июнь
2012г., август 2012 г., ГАОУ ДПО
«Уральский
СО «ИРО», май 2015 г
государственный
педагогический
университет»,
2004г.,
учитель
начальных классов,
специальность
«Педагогика
и
методика начального
образования».

26

26

1 К.К.

Русский язык
Нелюбина Л.В.
Литературное
чтение
Математика
Окружающий мир
Технология

учитель
начальных
классов

ГОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»,
2004г., учитель

ГБОУ ДПО СО «ИРО» апрель
2013г. «Содержание и технологии
реализации ФГОС НОО»

21

21

н/а

18

начальных классов
Английский язык

Карпова Н.В.

учитель
английского
языка

Музыка

Кудрявцева Е.Т.

учитель
музыка

Физическая
культура

Порсев В.В.

учитель
физической
культуры

Свердловский
ордена «Знак
Почета»
государственный
педагогический
институт. 1988 г.,
учитель немецкого
и английского
языков
Ленинградское
музыкальное
училище, 1977 г.,
хоровое
дирижирование,
учитель музыки
ГОУ ВПО УГПУ,
1994 г., учитель
физической
культуры

ГАОУ ДПО СО «ИРО», май 2015
г. «Содержание и технологии
реализации Федерального
государственного
образовательного стандарта
начального общего образования»

26

1

СЗД

ГАОУ ДПО СО «ИРО», ноябрь
2013г. «ФГОС ООО: идеология,
содержание, технологии
введения»

38

22

СЗД

ГАОУ ДПО СО «ИРО», июнь,
сентябрь 2013г. «ФГОС общего
образования»

28

28

1 К.К.

19

Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ
общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных
образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых
органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Финансирование программы коррекционной работы осуществляться в объеме,
предусмотренным законодательством. Финансовое обеспечение соответствует специфике
кадровых и материально-технических условий, определенных для АООП НОО обучающихся
с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ получает образованиенаходясь в среде сверстников, не
имеющих
ограничений
по
возможностямздоровья, и в те же сроки обучения.
Обучающемуся с ОВЗ предоставляется государственная услуга по реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под
особые образовательные потребности обучающегося.
При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ОВЗ на
оказание государственной услуги учитываются следующие условия организации обучения
ребенка с ОВЗ:
1) обязательное включение в структуру АООП НОО обучающегося с ОВЗ
программы коррекционной работы, что требует качественно особого кадрового состава
специалистов, реализующих АООП НОО;
2) при
необходимости
предусматривается
участие
в
образовательнокоррекционной работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего
персонала
(ассистента,
медицинских
работников,
необходимых
для
сопровождения обучающегося с ОВЗ);
3) создание специальных материально-технических условий для реализации АООП НОО
(специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические
средства, специальные компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, Таким образом,
финансирование АООП НОО для каждого обучающегося с ОВЗ производится в большем
объеме, чем финансирование ООП НОО обучающихся, не имеющих ограниченных
возможностей здоровья.
При расчете нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате
труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников,которые принимают
непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги
(вспомогательный, технический, административно-управленческий и т.п. персонал не
учитывается).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда
работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании
государственной
услуги
(вспомогательного,
технического,административноуправленческого и прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в
оказании государственной услуги, включая ассистента, медицинских работников,
необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по обслуживанию
специальных технических средств и ассистивных устройств) определяются исходя из
20

количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем организации, с
учетом действующей системы оплаты труда в пределах фонда оплаты труда,установленного
образовательной организации учредителем.
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности в
условиях реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
№
п/п

Наименование образовательной
программы, уровень образования (с
указанием наименований предметов,
курсов, дисциплин (модулей) в
соответствии с учебным планом по каждой
образовательной программе)

Наименование
оборудованных учебных
кабинетов, лабораторий,
мастерских, объектов
физической культуры и
спорта, иных объектов,
которые используются при
осуществлении
образовательной
деятельности

Технические средства и
основное оборудование,
которые используются при
осуществлении
образовательной деятельности

1.

Предметы обязательной части
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир

Кабинеты
обучения

Компьютер (процессор,
монитор, акустические
колонки);
ноутбуки
обучающихся; проектор

начального

Изобразительное искусство
Технология
Основы религиозных
светской этики

2.

3.

4.

5.

6.

Музыка

культур

и

Кабинет музыки

Мультимедийный
проектор,
экран,
акустические колонки,
компьютер (процессор,
монитор), пианино
Спортивный зал, стадион школы, Спортивный
зал, Спортивное
кабинеты начального обучения
стадион
школы, оборудование
и
кабинеты начального снаряжение по видам
обучения
Компьютер (процессор,
монитор,
акустические
колонки)
Предметы
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Детская риторика
Кабинет музыки
Мультимедийный
проектор,
экран,
акустические колонки,
компьютер (процессор,
монитор), пианино
Кабинет
начального Компьютер (процессор,
Основы проектной деятельности
обучения
монитор, акустические
колонки);
ноутбуки
обучающихся; проектор
Кабинет
начального Компьютер (процессор,
Конструирование
обучения
монитор, акустические
колонки);
ноутбуки
обучающихся; проектор
21

7.

Юным умникам и умницам

Кабинет
обучения

начального

Компьютер (процессор,
монитор, акустические
колонки);
ноутбуки
обучающихся; проектор

Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ОВЗ обучаются по базовым учебникам для
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые
образовательные
потребности,приложениями
и
дидактическими
материалами
(преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими
тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию
программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения
ООП НОО.Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают
необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только
наобучающегося, но и на всех участников процесса образования.
Информационноеобеспечение включает
необходимую
нормативно-правовую базу
образования обучающихся с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных
связей участников образовательного процесса.Информационно-методическое обеспечение
реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой
информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного
процесса включают:
1. Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихсясЗПР.
2. Характеристики
предполагаемых
информационных
связей
участников
образовательных отношений.
3. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами, в том
числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных.
Мероприятия по организации деятельности школы, направленной на обеспечение
доступности образования
№
Мероприятия программы
Сроки
Исполнители
1

2

3

4

1. Реализация требований к организации образовательной
деятельности
1

Разработка и утверждение годового
ежегодное
календарного учебного графика школы на обновление
текущий учебный год

Администрация

2

Подготовка расписания учебных
занятий, индивидуальных занятий в

Зам. директора по УВР

ежегодное
обновление

22

соответствии с требования СанПиН
2. Реализация требований к содержанию образования и реализации
образовательных программ начального общего для обучающихся с ОВЗ
1

Разработка и утверждение учебного ежегодное
плана на текущий год с учетом обновление
обновления содержания образования

Администрация

2

Подготовка программно-методического ежегодное
обеспечения образовательного процесса в обновление
соответствии
с
требованиями
государственного
образовательного
стандарта

Администрация
Зам. директора по УВР

3

Контроль своевременного прохождения Весь период. Администрация
программы учебных предметов.
Зам. директора по УВР

4

Обеспечение
соответствия
учебно- Весь период
методических
и
дидактических
комплектов,
материально-технической
базы,
профессионального
уровня
педагогических кадров реализуемым
образовательным программам

Администрация

23

24

25

26

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».