РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "информатика"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Основная общеобразовательная школа с. Курганово»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

приказом директора

Протокол от 18.05.2023 г. № 6

МБОУ ПГО «ООШ с. Курганово»
___________________Е.Г.Воронина
«_____» ________202__ г. № _______

Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
(с использованием средств обучения
и воспитания Центра «Точка роста»)
для обучающихся 7 – 9 классов

Автор- составитель: Н.Б. Шанина
учитель информатики
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 2E002E740ACE317C6B6668087B97FFA8
Владелец: Воронина Екатерина Геннадьевна
Действителен: с 21.12.2022 до 15.03.2024

2023 г.

Пояснительная записка
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя: формированию целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики благодаря
развитию представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном
мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и
способов деятельности в области информатики и информационно-коммуникационных
технологий; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного
проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.); воспитанию
ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Использование оборудования «Точка роста» позволяет создать условия:
-для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;
-для развития личности ребёнка в процессе обучения информатики, его способностей,
формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
-для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях
образовательной, творческой деятельности.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения
в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
•
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
•
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
•
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
•
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни
благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
•
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
•
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера,
такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель — и их свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,

логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Первый год обучения (7 класс)
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 7 классе ученик научится:
• понимать сущность понятий «информация», «данные», «информационный процесс»;
•
приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с
хранением, преобразованием и передачей информации — в живой природе и технике;
•
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам
ее представления на материальных носителях;
•
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в
том числе описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера;
•
определять качественные и количественные характеристики компонентов
компьютера;
•
использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать
время передачи данных;
•
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
•
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
•
разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное
имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры
некоторого информационного носителя);
•
использовать маску для операций с файлами;
•
защищать информацию от компьютерных вирусов с помощью антивирусных
программ;
•
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи);
•
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
•
оперировать основными единицами измерения количества информации,
используя соотношения между ними;
•
подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите;
•
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них;
•
создавать, редактировать и форматировать текстовые документы; использовать
средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
•
понимать сущность двоичного кодирования текстов;
•
оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением
текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;
•
создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые
изображения;
•
оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением
графической растровой информации;
•
создавать простые векторные изображения;
•
использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций
(подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.).

Второй год обучения (8 класс)
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе ученик научится:
•
понимать сущность понятий «система счисления», «позиционная система
счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»;
•
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
•
переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в
десятичную;
•
сравнивать натуральные числа в двоичной записи;
•
складывать небольшие числа, записанные в двоичной системе счисления;
•
понимать сущность понятия «высказывание», сущность операций И
(конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);
•
записывать логические выражения, составленные с помощью операций И, ИЛИ,
НЕ и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний;
•
понимать сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»; понимать
разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в
обыденной речи и в информатике;
•
понимать сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя»; знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и
его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
•
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
•
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
•
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник и др.;
•
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
обработки числовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования
(линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
•
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепаха,
Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;
•
использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения,
составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
•
анализировать предложенную программу, например, определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
•
использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и
выражения с ними;
•
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный
алгоритмический язык) арифметические и логические выражения и вычислять их значения;
•
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный
алгоритмический язык) алгоритмы решения задач анализа данных: нахождение минимального и
максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного
квадратного уравнения;
•
использовать простейшие приемы диалоговой отладки программ.
Третий год обучения (9 класс)
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик научится:
•
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
•
оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
•
определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
•
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина
ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);

•
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
•
выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
•
пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
•
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль) алгоритмы решения
простых задач обработки одномерных числовых массивов;
•
анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;
•
использовать основные способы графического представления числовой
информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);
•
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона
таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
•
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
•
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
•
использовать приемы безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
•
развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики
и ресурсосбережения при
работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
•
соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования
законодательства Российской Федерации в информационной сфере.

Содержание курса информатики 7-9 классов.
7 класс
Глава 1. математические основы информатики (10 часов)
Информация и информационные процессы. Информация. Информация и
данные.Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка
информации. Элементы комбинаторики. Представление информации.
Глава 2. технологические основы информатики (7 часов)
Компьютер — универсальное устройство обработки данных. Архитектура
компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства
ввода- вывода; их количественные характеристики. История и тенденции развития
компьютеров. Суперкомпьютеры. Состав и функции программного обеспечения компьютера:
системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы
программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файловая система. Долговременное хранение данных в компьютере. Файловая система.
Принципы построения файловых систем. Типы файлов.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна,
меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической
форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Архивирование и разархиви- рование. Файловый менеджер. Компьютерные вирусы и защита от
них.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Глава 3. Использование программных систем и сервисов (15 часов)
Обработка текстовой информации. Текстовые документы и их структурные элементы
(страница, абзац, строка, слово, символ).
Обработка графической информации. Общее представление о цифровом
представлении изображений. Кодирование цвета. Цветовые модели. Мультимедиа. Звук и видео
как составляющие мультимедиа. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.
8 класс
Глава 1. математические основы информатики (12 часов)
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная
система счисления.
Элементы математической логики. Высказывания. Простые и сложные высказывания.
Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции. Таблицы
истинности.
Глава 2. Алгоритмы и программирование (21 час)
Исполнители и алгоритмы. Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык
программирования).Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блоксхем.
Алгоритмические
конструкции.
Конструкция
«следование».
Конструкция
«ветвление»: полная и неполная формы. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом
повторений, с условием выполнения.
Язык
программирования
(Паскаль,
школьный
алгоритмический
язык).
Идентификаторы. Константы и переменные. Основные правила языка программирования.
Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при
данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к
данному результату.
9 класс
Глава 1. математические основы информатики (8 часов)
Элементы теории множеств. Множество. Диаграммы Эйлера-Венна.

Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения
информационной модели. Классификация информационных моделей.
Графы. Граф. Вершина, ребро, путь. Дерево. Корень, лист, вершина. Поддерево. Высота
дерева. Уровень вершины.
Математическое моделирование. Понятие математической модели. Компьютерные
эксперименты.
Глава 2. Алгоритмы и программирование (8 часов)
Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке программирования (одном из
перечня: школьный алгоритмический язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++). Табличный тип
данных (массив).
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма для
исполнителей Робот, Черепашка, Чертежник при заданной исходной обстановке; выявление
возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Глава 3. Использование программных систем и сервисов (16 часов)
Базы данных. Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе.
Электронные (динамические) таблицы. Электронные (динамические) таблицы.
Построение графиков и диаграмм.
Компьютерные сети. Компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации.
Работа в информационном пространстве. Виды деятельности в сети Интернет.
Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы, поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др.

№
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

Тема и тип урока
Введение

Календарно-тематическое планирование 7 класс
Количество
Планируемые результаты
часов
1

Глава 1 Математические основы информатики. Информация и информационные процессы. (10 часов)
Информация и её свойства
1
Аналитические виды деятельности:
•
оценка информации с позиции её свойств (актуальность,
Информационные
процессы.
1
достоверность,
полнота и пр.);
Обработка информации
•
классификация информационных процессов по принятому
Элементы
комбинаторики.
1
основанию;
Расчет количества вариантов
•
выделение информационной составляющей процессов в
Информационные
процессы.
1
биологических,
технических и социальных системах;
Хранение
и
передача
•
нахождение примеров кодирования с использованием
информации
различных
алфавитов, встречаются в жизни.
Всемирная
паутина
как
1
Практические работы:
информационное хранилище
1.
Кодирование и декодирование сообщений по известным
Представление информации
1
правилам кодирования.
Дискретная форма представления
1
2.
Определение количества различных символов, которые
информации
могут
быть закодированы с помощью двоичного кода
Единицы измерения информации
1
фиксированной длины (разрядности).
Обобщение и систематизация
1
3.
Определение разрядности двоичного кода, необходимого для
основных
понятий
темы
кодирования всех символов алфавита заданной мощности.
«Информация
и
4.
Подсчет количества текстов данной длины в данном
информационные процессы»
алфавите.
Проверочная работа по теме
1
5.
Оценка числовых параметров информационных процессов
«Информация
и
(объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость
информационные процессы»
передачи информации и пр.).

Домашнее задание
Техника
безопасности
§ 1.1
§ 1.2
§ 1.2
§ 1.2
§ 1.3
§ 1.4
§ 1.5
§ 1.6
Глава 1

Глава 2 Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. (7 часов)
12
Основные
компоненты
1
Аналитические виды деятельности:
§ 2.1
компьютера и их функции
•
анализ компьютера с точки зрения единства программных и
аппаратных средств;
13
Персональный компьютер
1
§ 2.2
•
анализ устройств компьютера с точки зрения организации
14
Программное
обеспечение
1
§ 2.3
процедур
ввода,
хранения,
обработки,
вывода
и
передачи
компьютера.
Системное

15
16
17
18

19
20
21
22

23

программное обеспечение
Системы программирования и
прикладное
программное
обеспечение
Файлы и файловые структуры
Пользовательский интерфейс
Проверочная работа по теме
«Компьютер как универсальное
устройство
для
работы
с
информацией»

1
1
1
1

информации;
•
определение программных и аппаратных средств, необходимых для осуществления информационных процессов при
решении задач;
•
анализ информации (сигналы о готовности и неполадке) при
включении компьютера;
•
определение основных характеристик операционной системы;
•
планирование собственного информационного пространства.
Практические работы:
1.
Получение информации о характеристиках компьютера.
2.
Выполнение основных операций с файлами и папками.
3.
Сравнение размеров текстовых, графических, звуковых и
видеофайлов.
4.
Изучение элементов интерфейса используемой операционной системы.
5.
Использование программы-архиватора.
6.
Защита информации от компьютерных вирусов помощью
антивирусных программ.

Глава 3 Использование программных систем и сервисов. обработка графической информации. (4 часа)
Формирование изображения на
1
Аналитические виды деятельности:
экране компьютера
•
анализ
пользовательского
интерфейса
используемого
программного средства;
Компьютерная графика
1
•
определение условий и возможностей применения проСоздание
графических
1
граммного средства для решения типовых задач;
изображений
•
выявление общего и отличий в разных программных
Проверочная работа по теме
1
продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач;
«Обработка
графической
•
соотнесение емкости информационных носителей и размеров
информации»
предполагаемых для хранения на них текстовых документов,
графических изображений и мультимедийных объектов.
Глава 4 Использование программных систем и сервисов. обработка текстовой информации. (7 часов)
Текстовые
документы
и
1
Практические работы:
технологии
их
создания.
1.
Создание небольших текстовых документов посредством
Создание текстовых документов
квалифицированного клавиатурного письма с использованием
на компьютере
базовых средств текстовых редакторов.

§ 2.3
§ 2.4
§ 2.5

§ 3.1
§ 3.2
§ 3.3

§ 4.1, 4.2

24
25
26
27
28
29

Прямое
форматирование.
Стилевое форматирование
Визуализация информации в
текстовых документах
Распознавание текста и системы
компьютерного перевода
Оценка
количественных
параметров
текстовых
документов
Оформление реферата «История
вычислительной техники»
Проверочная работа по теме
«Обработка
текстовой
информации»

1
1
1
1
1
1

Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев;
вставка колонтитулов и номеров страниц).
3.
Вставка в документ формул, таблиц, списков, изображений.
4.
Создание документа с гиперссылками.
5.
Кодирование и декодирование текстовой информации с
использованием кодовых таблиц.
6.
Вычисление информационного объёма текста в заданной
кодировке.
7.
Определение кода цвета в палитре RGB в графическом
редакторе.
8.
Определение объёма памяти, необходимой для хранения
графического изображения.
9.
Создание и/или редактирование изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора.
2.

§ 4.3
§ 4.4
§ 4.5
§ 4.6
Глава 4

10.

30
31
32
33
34
35

Глава 5 Использование программных систем и сервисов. мультимедиа. (4 часа)
Технология мультимедиа
1
11.
Создание и редактирование изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.
Компьютерные презентации
1
12.
Создание презентации с использованием готовых шаСоздание
мультимедийной
1
блонов.
презентации
Проверочная работа по теме
1
«Мультимедиа»
Итоговое повторение. (2 часа)
Основные
понятия
курса.
1
Итоговое тестирование
Резерв
1

§ 5.1
§ 5.2
Глава 5

№
дата
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17

Тема и тип урока
Введение

Календарно-тематическое планирование 8 класс
Количество
Планируемые результаты
часов
1

Глава 1 Математические основы информатики. (12 часов)
Общие сведения о системах
1
Аналитические виды деятельности:
счисления
•
выявление различий в унарных, позиционных и непозиционных
системах счисления;
Двоичная система счисления.
1
•
выявление общего и отличий в разных позиционных системах
Двоичная арифметика
счисления;
Восьмеричная
и
1
•
анализ логической структуры высказываний.
шестнадцатеричные
системы
Практические
работы:
счисления.
Компьютерные
1.
Перевод небольших (от 0 до 1024) целых чисел из десятичной
системы счисления
системы
счисления в двоичную и обратно.
Правило
перевода
целых
1
2.
Сложение двух небольших двоичных чисел.
десятичных чисел в систему
3.
Определение истинности составного логического выражения.
счисления с основанием q
4.
Построение таблиц истинности для логических выражений.
Представление
целых
и
1
вещественных чисел
Множества и операции с ними
1
Высказывание.
Логические
1
операции
Построение таблиц истинности
1
для логических выражений
Свойства логических операций
1
Решение логических задач
1
Логические элементы
1
Проверочная
работа
1
«Математические
основы
информатики»
Глава 2 Алгоритмы и программирование. основы алгоритмизации. (11 часов)
Алгоритмы и исполнители
1
Аналитические виды деятельности:
•
анализ предлагаемых последовательностей команд на предмет
Способы записи алгоритмов
1
наличия
у них таких свойств алгоритма как дискретность,
Объекты алгоритмов
1
детерминированность, понятность, результативность, массовость;
Алгоритмическая конструкция
1

Домашнее задание
Техника
безопасности
§ 1.1
§ 1.1
§ 1.1

§ 1.1
§ 1.2
§ 1.3
§ 1.4
§ 1.4
§ 1.4
§ 1.4
§ 1.4

§ 2.1
§ 2.2
§ 2.3
§ 2.4

18
19
20
21
22
23
24

следование
Алгоритмическая конструкция
ветвление.
Полная
форма
ветвления
Неполная форма ветвления
Алгоритмическая конструкция
повторение. Цикл с заданным
условием продолжения работы
Цикл с заданным условием
окончания работы
Цикл
с заданным числом
повторений
Алгоритмы управления
Проверочная работа «Основы
алгоритмизации»

1
1
1
1
1
1
1

определение по блок-схеме, для решения какой задачи
предназначен данный алгоритм;
•
анализ изменения значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
•
определение по выбранному методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
•
сравнение различных алгоритмов решения одной задачи;
•
анализ готовых программ;
•
определение по программе, для решения какой задачи она
предназначена.
Практические работы:
1.
Составление программ для исполнителей Робот, Черепаха,
Чертежник и др.
2.
Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.
3.
Разработка для формального исполнителя алгоритма,
приводящего к нужному результату при конкретных исходных
данных.
•

§ 2.4
§ 2.4
§ 2.4
§ 2.4
§ 2.4
§ 2.5

4.

25
26
27
28
29
30
31

Глава 3 Алгоритмы и программирование. Начала программирования. (10 часов)
Общие
сведения
о
языке
1
5.
Программирование линейных алгоритмов, предполагающих
программирования Паскаль
вычисление арифметических и логических выражений на
изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный
Организация ввода и вывода
1
алгоритмический язык)
данных
6.
Разработка программ, содержащих оператор/операторы
Программирование
линейных
1
ветвления, на изучаемом языке программирования из приведенного
алгоритмов
выше перечня.
Программирование
1
7.
Разработка программ, содержащих оператор (операторы)
разветвляющихся
алгоритмов.
цикла, на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный
Условный оператор
алгоритмический язык)
Составной
оператор.
1
8.
«Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных
Многообразие способов записи
исходных
данных.
ветвлений
Программирование циклов с
1
заданным условием продолжения
работы
Программирование циклов с
1

§ 3.1
§ 3.2
§ 3.3
§ 3.4
§ 3.4
§ 3.5
§ 3.5

32
33
34
35

заданным условием окончания
работы
Программирование циклов с
заданным числом повторений
Различные
варианты
программирования циклического
алгоритма
Проверочная работа «Начала
программирования»
Основные
понятия
Итоговое тестирование

курса.

1

§ 3.5

1

§ 3.5

1
1

Итоговое повторение. (1 час)

№
дата
1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема и тип урока
Количество
Планируемые результаты
часов
Цели
изучения
курса
1
информатики и ИКТ. Техника
безопасности и организация
рабочего
места.
Информационная безопасность
Глава 1 Математические основы информатики. Моделирование и формализация. (8 часов)
Моделирование
как
метод
1
Аналитические виды деятельности:
познания
•
осуществление системного анализа объекта, выделение среди
его свойств существенных свойств с точки зрения целей
Знаковые модели
1
моделирования;
Графические модели
1
•
оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
Табличные модели
1
моделирования;
База
данных
как
модель
1
•
определение вида информационной модели в зависимости от
предметной
области.
стоящей
задачи;
Реляционные базы данных
•
анализ информационных моделей (таблицы, графики,
Система управления базами
1
диаграммы,
схемы и др.).
данных
Практические
работы:
Создание базы данных. Запросы
1
1.
Вычисление количества элементов множеств, полученных в
на выборку данных
результате
операций объединения и пересечения двух или трех
Проверочная работа по теме
1
базовых множеств.
«Моделирование
и
2.
Создание и интерпретация различных информационных
формализация»
моделей — таблицы, графов, блок-схемы алгоритмов и т. д.;
3.
Преобразование информации из одной формы представления
в другую.
4.
Работа с готовыми компьютерными моделями из различных
предметных областей.
Решение задач на компьютере
Одномерные массивы целых
чисел. Описание, заполнение,
вывод массива

Глава 2 Алгоритмы и программирование. (8 часов)
1
Аналитические виды деятельности:
•
анализ готовых программ для исполнителей;
1
•
выделение этапов решения задачи на компьютере;
•
осуществление разбиения исходной задачи на подзадачи;

Домашнее задание
Введение

§ 1.1
§ 1.2
§ 1.3
§ 1.4
§ 1.5
§ 1.6
§ 1.6

§ 2.1
§ 2.2

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23

24
25

Вычисление суммы элементов
1
•
сравнение различных алгоритмов решения одной задач.
массива
Практические работы:
Анализ алгоритмов для исполнителей Робот, Черепашка,
Последовательный
поиск
в
1
Чертежник и др.
массиве
Составление на языке программирования Паскаль программы
Анализ
алгоритмов
для
1
обработки
одномерного
числового
массива (нахождение
исполнителей
минимального /максимального значения в данном массиве; подсчёт
Конструирование алгоритмов
1
количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому
Вспомогательные
алгоритмы.
1
условию; нахождение суммы всех элементов массива и т. д.).
Рекурсия
Проверочная работа по теме
1
«Алгоритмы
и
программирование»
Глава 3 Использование программных систем и сервисов. обработка числовой информации. (6 часов)
Интерфейс электронных таблиц.
1
Аналитические виды деятельности:
Данные в ячейках таблицы.
•
анализ пользовательского интерфейса используемого
Основные режимы работы
программного средства;
•
определение условий и возможностей применения проОрганизация
вычислений.
1
граммного средства для решения типовых задач;
Относительные, абсолютные и
•
выявление общего и отличий в разных программных
смешанные ссылки
продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Встроенные
функции.
1
•
выявление общего и отличий в способах взаимодействия на
Логические функции
основе компьютерных сетей;
Сортировка и поиск данных
1
•
анализ доменных имен компьютеров и адресов документов в
Построение диаграмм и графиков
1
Интернете;
Проверочная работа по теме
1
•
анализ и сопоставление различных источников информации,
«Обработка
числовой
оценка достоверности найденной информации;
информации
в
электронных
•
распознавание потенциальных угроз и вредных воздействий,
таблицах»
связанных с использованием ИКТ; оценка предлагаемых путей их
устранения.
Глава 4 Использование программных систем и сервисов. коммуникационные технологии. (10 часов)
Локальные
и
глобальные
1
Практические работы:
компьютерные сети
1.
Создание однотабличной базы данных.
2.
Поиск записей в готовой базе данных.
Как устроен Интернет. IP-адрес
1
3.
Сортировка записей в готовой базе данных.
компьютера

§ 2.2
§ 2.2
§ 2.3.1
§ 2.3(2, 3)
§ 2.3(4)

§ 3.1
§ 3.2
§ 3.2
§ 3.3
§ 3.3

§ 4.1
§ 4.2

26
27
28
29
30
31
32
33

34
35

Доменная
система
имён.
Протоколы передачи данных
Всемирная паутина. Файловые
архивы
Электронная почта. Сетевое
коллективное
взаимодействие.
Сетевой этикет
Технологии создания сайта
Содержание и структура сайта
Оформление сайта
Размещение сайта в Интернете
Проверочная
работа
«Коммуникационные
технологии»
Основные
понятия
Итоговое тестирование
Резерв

курса.

1
1
1
1
1
1
1
1

Создание электронных таблиц, выполнение в них расчетов по
встроенным и вводимым пользователем формулам.
5.
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
6.
Осуществление взаимодействия посредством электронной
почты, чата, форума.
7.
Определение минимального времени, необходимого для
передачи известного объёма данных по каналу связи с известными
характеристиками.
8.
Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
9.
Создание с использованием конструкторов (шаблонов) вебстраниц.
4.

Итоговое повторение. (2 часа)

§ 4.2
§ 4.3
§ 4.3
§ 4.4
§ 4.4
§ 4.4
§ 4.4

МТО в рамках «Точки роста»
Ноутбук – Жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие; Русская раскладка клавиатуры:
наличие; Диагональ экрана: не менее 14 дюймов; Разрешение экрана: не менее 1920х1080
пикселей; Количество ядер процессора: не менее 4; Количество потоков: не менее 8; Базовая
тактовая частота процессора: не менее 1 ГГц; Максимальная тактовая частота процессора: не
менее 2,5 ГГц; Кэш-память процессора: не менее 6 Мбайт; Объем установленной оперативной
памяти: не менее 8 Гбайт; Объем поддерживаемой оперативной памяти (для возможности
расширения): не менее 24 Гбайт; Объем накопителя SSD: не менее 240 Гбайт, Время
автономной работы от батареи: не менее 6 часов, Вес ноутбука с установленным
аккумулятором: не более 1,6 кг, Внешний интерфейс USB стандарта не ниже 2.0: не менее двух
свободных. Внешний интерфейс LAN (в случае отсутствия на корпусе, предоставлять Ethernet
адаптер USB-RJ-45); Наличие модулей и интерфейсов (использование переходников не
предусмотрено): VGA, HDMI; Беспроводная связь Wi-Fi: наличие с поддержкой стандарта IEEE
802.11n, или современнее; Web-камера: наличие; Манипулятор "мышь": наличие;
Предустановленная ОС с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая
работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие.
Проектор, подсоединяемый к ноутбуку, видеомагнитофону, микроскопу и т. П.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в
работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
МФУ (принтер, сканер, копир) – Тип устройства: МФУ (функции печати, копирования,
сканирования); Формат бумаги: не менее А4; Цветность: черно-белый; Технология печати:
лазерная Максимальное разрешение печати: не менее 1200×1200 точек; Интерфейсы: Wi-Fi,
Ethernet (RJ-45), USB.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой
информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Состав учебно-методического обеспечения
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014..
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014.
5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014.
7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
10. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Интернет-ресурсы.
• Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net
Дидактические материалы http://compscience.narod.ru
• Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
http://www.phis.org.ru/informatika
Информационные ресурсы для учителя:

Федеральные
образовательные
ресурсы
для
общего
образования
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res.page.htm
Все для экзамена по Информатике и ИКТ http://www.examens.ru/otvet/11/9
Информатика
и
информационно-коммуникационные
технологии
в
школе
http://www.klyaksa.net/
Контрольные
измерительные
материалы
(КИМ)
по
Информатике
и
ИКТ
http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/
Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
Образовательные ресурсы портала Информатика http://www.alleng.ru/edu/
Сообщество творческих учителей информатики http://www.it-n.ru/
Ссылки по информатике http://marklv.narod.ru/inf/portallinks.htm
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ тесты-online на портале
Клякса.Net http://www.klyaksa.net/test_online/
Методические материалы и программное обеспечение http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
Методическая помощь учителям Информатики и ИКТ http://www.openclass.ru/
Сообщество учителей информатики http://oivt.ru/group/internet-resursy-вднф-uroka-informatiki
Для учителя информатики http://www.uroki.net/docinf.htm
Сайты для учителей информатики http://www.ipk.edu.ru/links/obr_res/inform/comp1.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Сообщество педагогов http://www.openclass.ru/
методическая копилка учителя информатики http://www.openclass.ru/blogs/29751
Подготовка к ГИА http://gotovkege.ru/aboutgia.html
Сообщество учителей информатики и ИКТ http://pedsovet.su/load/7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».