РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "химия"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Основная общеобразовательная школа с. Курганово»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол от 18.05.2023г. № 6

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ ПГО «ООШ с. Курганово»
___________________Е.Г.Воронина
«____» _________202___г. № ______

Рабочая программа
по учебному предмету
«Химия»
(с использованием средств обучения
и воспитания Центра «Точка роста»)
для обучающихся 8-9 классов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Автор- составитель: Т.Г. Ашихмина
учитель химии

Сертификат: 2E002E740ACE317C6B6668087B97FFA8
Владелец: Воронина Екатерина Геннадьевна
Действителен: с 21.12.2022 до 15.03.2024

2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8―9 классов составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №189 с использованием
оборудования центра «Точка роста».
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной рабочей
программы позволяет создать условия:
• для расширения содержания школьного химического образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественнонаучной области;
• для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования
и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях
образовательной, творческой деятельности.
В обучении химии большое значение имеет эксперимент. Анализируя результаты проведённых
опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления
соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя химический эксперимент
можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В процессе
экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся
важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу
научного мировоззрения.
Внедрение оборудования цифровой лаборатории центра «Точка роста» позволит качественно
изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты позволят получать
достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах
веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно
делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет
способствовать повышению мотивации обучения школьников.
Данная образовательная программа обеспечивает усвоение учащимися важнейших химических
законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в окружающем мире и
жизни человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и
методам их осуществления.
Одним из основных принципов построения программы является принцип доступности.
Экспериментальные данные, полученные учащимися при выполнении количественных опытов,
позволяют учащимся самостоятельно делать выводы, выявлять закономерности. Подходы,
заложенные в содержание программы курса, создают необходимые условия для системного
усвоения учащимися основ науки, для обеспечения развивающего и воспитывающего
воздействия обучения на личность учащегося. Формируемые знания должны стать основой
системы убеждений школьника, центральным ядром его научного мировоззрения.
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с
требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального
оператора учебного предмета «Химия».
Цель и задачи
 Реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам
естественнонаучной направленности, в том числе в рамках внеурочной
деятельности обучающихся;
 введение современных средств обучения и воспитания для изучения (в том числе
экспериментального) дисциплин (модулей) естественнонаучной направленности при
реализации
основных
общеобразовательных
программ
и
дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебного предмета
«Химия».

 вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Комплект оборудования центра «Точка роста» обеспечивает эффективное достижение
образовательных результатов обучающимися по программам естественнонаучной
направленности, возможность углублённого изучения отдельных предметов, в том числе для
формирования изобретательского, креативного, критического мышления, развития
функциональной грамотности у обучающихся, в том числе естественнонаучной и
математической.
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке.
Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую
роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент.
Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить без
использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном
Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) прописано, что одним из
универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение
«проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных
измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения
цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все задачи в современной
школе. Это связано с рядом причин:
 традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических
 возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;
 длительность проведения химических исследований не всегда согласуется с длительностью
учебных занятий;
 возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями техники
безопасности и др.
Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной
деятельности и решает вышеперечисленные проблемы.
Широкий спектр датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами химического
эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Цифровая
лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в
отсутствие экспериментатора , а частота их измерений неподвластна человеческому
восприятию.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять
информацию об исследовании в четырёх видах:
 в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента,
фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;
 в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом
у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
 в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к
выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель
показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и
многомерность);
 в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин,
математическое обобщение.
Переход от каждого этапа представления информации занимает довольно большой промежуток
времени. В этом плане цифровые лаборатории существенно экономят время. Это время можно
потратить согласно ФГОС на формирование исследовательских умений учащихся, которые
выражаются в следующих действиях:
 определение проблемы;
 постановка исследовательской задачи;
 планирование решения задачи;
 построение моделей;
 выдвижение гипотез;

 экспериментальная проверка гипотез;
 анализ данных экспериментов или наблюдений;
 формулирование выводов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа по химии обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы МБОУ ПГО «ООШ с. Курганово» на
уровне основного общего образования.
Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
 формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
 развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы
поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности,
способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные
решения в различных продуктивных видах деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер);
 в ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Познавательные УУД:

 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять
причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
 представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
 отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
 в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и
окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Выпускник научится:
• характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический

элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая
реакция», используя знаковую систему химии;
• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
• различать химические и физические явления;
• называть химические элементы;
• определять состав веществ по их формулам;
• определять валентность атома элемента в соединениях;
• определять тип химических реакций;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
• составлять формулы бинарных соединений;
• составлять уравнения химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
• характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и
водорода;
• получать, собирать кислород и водород;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
• раскрывать смысл закона Авогадро;
• раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
• характеризовать физические и химические свойства воды;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
• называть соединения изученных классов неорганических веществ;
• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
• раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева;
• раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
• определять вид химической связи в неорганических соединениях;
• изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами
химических связей;
• раскрывать
смысл
понятий
«ион»,
«катион»,
«анион»,
«электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления»
«восстановитель», «окисление», «восстановление»;
• определять степень окисления атома элемента в соединении;
• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена;
• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
• определять возможность протекания реакций ионного обмена;
• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
• определять окислитель и восстановитель;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
• классифицировать химические реакции по различным признакам;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
• называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол,
глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая
кислота, глюкоза;
• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
• определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических
веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;

• прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
• использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХИМИЯ"

8 класс
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических
элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава
вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная
массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы
веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания
химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода.
Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства
водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности.
Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических
реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства
воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований.
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот.
Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных
средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и
применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая
химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение
энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы
Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их

соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения
атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая
связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические
свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
9 класс
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по
различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению
степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и
анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства.
Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера:
физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды
серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и
химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства.
Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические
свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и
их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды,
гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан,
этан, этилен.
Источники
углеводородов: природный
газ,
нефть,
уголь.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые
кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты).
Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.

Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по
количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в
химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
8. Реакции ионного обмена.
9. Качественные реакции на ионы в растворе.
10. Получение аммиака и изучение его свойств.
11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их
соединений».
13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

В том числе
№
Тема
практических
контрольработ
ных работ
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
1. Первоначальные химические понятия
22
2
1
Количество
часов

2. Кислород. Водород. Газовые законы.
13
2
3. Вода. Растворы.
5
1
4. Основные классы неорганических
12
1
соединений.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Строение вещества.
1. Строение атома. Периодический
закон и периодическая система
7
химических элементов Д. И.
Менделеева.
2. Строение веществ. Химическая связь.
7
Повторение и итоговый контроль
4
ИТОГО
70
6

9 класс
№

1.
2.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема

Количество
часов

1
1

1
1

5

В том числе
практических
контрольработ
ных работ

Повторение
2
Раздел 3. Многообразие химических реакций
Классификация химических реак7
1
ций
Химические реакции в водных
10
1
растворах
Раздел 4. Многообразие веществ
Галогены
5
1
Кислород и сера
9
1
Азот и фосфор
10
1
Углерод и кремний
7
1
Металлы и их соединения
12
1
Первоначальные представления об
6
органических веществах
ИТОГО
68
7

1

1
1

3

№
уро
ка

Тема урока

часов
Кол-во

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (2 ч в неделю, всего 70ч)
Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) 52 часа

Тема1. Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Вещества и их свойства.
1.
2. Методы познания в химии.
3-4. Практическая работа №1. Приёмы безопасной
работы
с оборудованием и веществами.
Строение пламени.
5. Чистые вещества и смеси.
6.
7.

Практическая работа № 2.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Физические и химические явления. Химические
реакции.

8. Атомы, молекулы и ионы.
9. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения.
10. Простые и сложные вещества. Химические
элементы.
11.
12.
13.

Знаки химических элементов. Относительная
атомная масса.
Закон постоянства состава веществ. Химические
формулы. Относительная молекулярная масса.
Массовая
доля химического
элемента в
соединении.

22
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предмет химии. Вещества. Методы познания в
химии: наблюдение, эксперимент, измерение,
моделирование.
Правила техники безопасности, приёмы обращенияслабораторнымоборудованиеми
химической посудой. Строение пламени,
правила нагревания на спиртовке.
Чистые вещества и смеси. Методы разделения
смесей.
Явления физические и химические, признаки
химических реакций, условия возникновения и
протекания реакций.
Атом, молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Относительная атомная
масса. Простые и сложные вещества, вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Закон постоянства состава, химическая формула,
относительная молекулярная масса, массовая
доля элемента в соединении. Валентность,
определение валентности по формуле в бинарных соединениях, составление формул по
валентности.
Закон сохранения массы веществ. Уравнения
химических реакций. Классификация хим.реакций: соединение, разложение, замещение,
обмен.
Количество вещества, моль, число Авогадро,
молярная масса.
Демонстрации.
Лабораторное оборудование и приёмы безопасной работы с ним. Образцы индивидуальных
веществ(металлы,неметаллы,сложные

Различать предметы изучения естественных
наук.
Наблюдать свойства веществ и их изменения в
ходе химических реакций. Учиться проводить
химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Уметьоказыватьпервуюпомощьпри
отравлениях, ожогах и травмах, связанных с
реактивами и лабораторным оборудованием.
Знакомиться с лабораторным оборудованием.
Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и
проверяя их экспериментально.
Уметь разделять смеси методами отстаивания,
фильтрования и выпаривания. Определять
признаки химических реакций
Различать
понятия
«атом», «молекула»,
«химический элемент», «ион», «элементарные
частицы». Различать понятия «вещества молекулярного
строения»
и
«вещества
немолекулярного
строения».
Определять
понятие
«кристаллическая
решётка».
Определять валентность атомов в бинарных
соединениях. Определять состав простейших
соединений по их химическим формулам.
Изображать простейшие химические реакции с
помощью химических уравнений.
Составлять формулы бинарных соединений по
известной валентности элементов.
Моделировать строение молекул метана,
аммиака,
водорода,
хлороводорода.
Рассчитывать относительную
молекулярную
массу вещества по его формуле. Рассчитывать

14. Валентность
химических
элементов.
Определение валентности
элементов
по
формулам бинарных соединений.
15. Составление химических формул бинарных
соединений по валентности.
16. Атомно-молекулярное
учение.
Закон
сохранения массы веществ.
17. Химические уравнения.
18. Типы химических реакций.
19. Количество вещества. Моль. Молярная масса.
20. Вычисления
с
использованием
понятий
«количество вещества» и « молярная масса».
21. Повторение
и
обобщение по
теме
«Первоначальные химические понятия»
22. Контрольная
работа
№1
по
теме:
«Первоначальные химические понятия».

Тема 2. Кислород. Водород. Газовые законы.
23. Кислород, его общая характеристика,
хождение в природе и получение.
24. Свойства кислорода. Оксиды. Применение.
Круговорот кислорода в природе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
на-

1
1

вещества) и смесей (растворы, гранит). Способы
разделения
смесей:
кристаллизация,
дистилляция, хроматография. Модели молекул и
кристаллических
решеток.
Опыты,
подтверждающие закон сохранения массы
веществ.Образцы соединений
количеством
вещества 1 моль.
Лабораторные опыты.
1.Рассмотрение
веществ с
различными
физическими свойствами.
2.Разделение смеси с помощью магнита.
3.Примеры физ. явлений (растирание сахара в

массовую долю химического элемента в
соединении. Рассчитывать молярную массу
вещества. Устанавливать простейшие формулы
веществ по
массовым долям элементов.
Вычислять по химическим уравнениям массу
или количество вещества по известной массе или
количеству одного из вступающих в реакцию
или получающихся веществ.
Пользоваться
информацией из
других
источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме

ступке, нагревание стеклянной трубки).

4.Примеры
хим. явлений (горение свечи,
прокаливание
медной
проволоки,
взаимодействие щёлочи с ф/ф, серной кислоты с
хлоридом бария и т.д.).
5.Ознакомление с образцами простых и сложных
веществ.
6.Разложение основного карбоната меди (II))
(малахита).
7.Реакция замещения меди железом
Расчетные задачи. Вычисление относительной
молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в
химическом
соединении.
Установление
простейшей формулы вещества по массовым
долям элементов.
Вычисления по химическим уравнениям массы
или количества вещества по известной массе или
количеству одного из реагентов или продуктов.
Кислород как химический элемент и простое
вещество. Свойства кислорода. Оксиды: состав,
номенклатура. Горение и медленное окисление.
Озон - аллотропная модификация кислорода.
Получение кислорода в лаборатории. Методы
собираниягазов:вытеснениемвоздуха,
вытеснением воды. Состав воздуха.

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать
физические и
химические
превращения изучаемых веществ.
Распознавать опытным путём кислород, водород.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в
ходе демонстрационного
и лабораторного
эксперимента.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.
Озон. Аллотропия кислорода
Воздух и его состав.

1
1
1

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение
Свойства и применение водорода.
Практическая работа №4.
«Получение
водорода и исследование его свойств»
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Относительная плотность газов
Объемные отношения газов при химических
реакциях
Повторение и обобщение по темам «Кислород»,
«Водород», «Газовые законы».
Контрольная работа № 2 по теме «Кислород.
Водород. Газовые законы»

Тема 3. Вода. Растворы.
36. Вода.
37. Химические свойства и применение воды.
38. Вода — растворитель. Растворы.
39. Массовая доля растворенного вещества.

1
1
1
1
1
1
1
1

5

1
1
1
1

Водород
как химический элемент и простое
вещество. Физические и химические свойства
водорода,
получение в
лаборатории
и
применение. Меры безопасности при работе с
водородом. Состав кислот. Соли.
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Относительная плотность газов. Объемные
отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации.
Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора,
железа. Условия возникновения и прекращения
горения.

Делать выводы из результатов проведённых
химических опытов.
Участвовать
в
совместном
обсуждении
результатов опытов.
Оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и травмах, связанных с реактивами и
лабораторным оборудованием.
Составлять формулы оксидов по известной
валентности элементов.
Записывать простейшие уравнения химических
реакций.
Пользоваться
информацией из
других

водорода на чистоту. Горение водорода
на
воздухе и в кислороде. Собирание водорода
методом вытеснения воздуха и воды.
Восстановление оксида металла водородом.
Лабораторные опыты.
8. Ознакомление с образцами оксидов
9. Определение состава воздуха.
Расчетные задачи.
Объемные отношения газов при химических
реакциях.Вычисленияпохимическим
уравнениям массы, объема и количества
вещества одного из продуктов реакции по
объему реагента или продукта реакции.
Вода. Методы определения состава воды —
анализ и синтез. Вода в природе и способы её
очистки. Аэрация воды.
Физические и химические свойства воды. Вода
как растворитель. Растворы. Насыщенные и

Готовить презентации по теме

Получение водорода в аппарате Киппа. Проверка

источников для подготовки кратких сообщений.

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать
физические
и
химические
превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в
ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.

40. Практическая работа №5.
Приготовление
растворов солей с определенной массовой долей
растворенного вещества

1

Тема 4. Важнейшие классы неорганических
соединений
41. Оксиды:
классификация,
номенклатура,
свойства, получение, применение.

12

42. Гидроксиды.
Основания:
классификация,
номенклатура, получение.
43. Химические свойства оснований.

1
1
1

44. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

45. Кислоты: состав, классификация, номенклатура,
получение кислот.
46. Химические свойства кислот.

1
1

ненасыщенные
растворы.
Растворимость
веществ в воде.
Массовая доля растворённого вещества.
Основания.
Демонстрации.
Перегонка воды.
Выпадение кристаллов при
охлаждении насыщенного раствора (нитрата
калия, алюмокалиевых квасцов, иодида свинца).
Разложение воды
электрическим
током.
Взаимодействие воды с натрием,
кальцием,
магнием, оксидом кальция, оксидом углерода
(IV), оксидом фосфора (V) и испытание
полученных растворов индикатором.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе. Вычисление
массы растворенного вещества и воды для
приготовления
раствора
определенной
концентрации
Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура.
Свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура.
Получение.Физические и химические свойства
оснований. Реакция нейтрализации. Кислотноосновные
индикаторы:
фенолфталеин,
метиловыйоранжевый,лакмус.Окраска
индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной
средах.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты.
Состав.
Классификация.
Номенклатура. Физические и химические
свойства.Кислотно-основныеиндикаторы:
метиловый оранжевый, лакмус.
Окраска
индикаторов в кислой и нейтральной средах.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура.
Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами

Делать выводы из результатов проведённых
химических опытов. Участвовать в совместном
обсуждении результатов опытов.
Записывать простейшие уравнения химических
реакций.
Вычислять массовую долю
растворённого
вещества в растворе, массу растворённого
вещества и воды для приготовления раствора
определённой концентрации.
Готовить растворы с определённой массовой
долей растворённого вещества.
Пользоваться
информацией
из
других
источников для подготовки кратких сообщений

неорганических соединений.

применением средств ИКТ

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать химические реакции, с
помощью естественного языка и языка химии.
Делать выводы из результатов проведённых
химических опытов.
совместном
обсуждении
Участвовать
в
результатов опытов.
Классифицировать изучаемые вещества
по
составу и свойствам.
Составлятьформулыоксидов,кислот,
оснований, солей.
Характеризовать состав и свойства веществ
основных классов неорганических соединений.
Записывать простейшие уравнения химических
реакций
Представлять информацию по теме «Основные
классы неорганических соединений» в виде
таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с

Самостоятельное планировать и осуществлять
Демонстрации.
Химические свойства растворов кислот, солей и эксперимент.
47. Соли: классификация, номенклатура, способы
1 щелочей. Реакция нейтрализации. Осаждение и Оценивать свои достижения на уроке.
получения
растворение осадков солей и нерастворимых
Выполнять расчеты по уравнениям химических
Опыты,
иллюстрирующие реакций.
48. Свойства солей
1 гидроксидов.
генетические связи между основными классами
49. Генетическая связь между основными классами
1 неорганических веществ.
неорганических соединений
Лабораторные опыты.
10.Взаимодействие основных
оксидов
с
50. Практическая работа №6. Решение эксперикислотами.
ментальных задач по теме «Основные классы
1 11.Свойства растворимых и нерастворимых
неорганических соединений»
оснований.
12.Взаимодействие щелочей с кислотами.
51. Повторение и обобщение по теме «Важнейшие
1 13. Взаимодействие нерастворимых оснований с
классы неорганических соединений»
кислотами.
14.Разложение гидроксида меди (II)
при
52. Контрольная работа №3 по теме: «Основные
1 нагревании
классы неорганических соединений».
15.Взаимодействиегидроксидацинкас
растворами кислот и щелочей.
16.Действие кислот на индикаторы.
17.Отношение кислот к металлам.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим
уравнениям массы, объема и количества
вещества одного из продуктов реакции по массе
раствора, содержащего определенную массовую
долю растворенного вещества.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Строение вещества. 14 часов
Тема1. Периодический закон и строение атома
7 Классификация химических элементов. Группы Классифицировать
изученные
химические
элементов
со
сходными
свойствами. элементы и их соединения.
1 Периодический закон Д. И. Менделеева.
53. Классификация химических элементов.
Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к
Структура Периодической системы химических разным классам; химические элементы разных
1
54. Периодический закон Д. И. Менделеева.
элементов Д. И. Менделеева: малые и большие
групп. Устанавливать внутри- и межпредметные
1 периоды, группы и подгруппы, порядковый
55. Периодическая таблица химических элементов
связи.
56. Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.
1 номер элемента.
Моделировать строение атома.
Планетарная модель строения атома. Атомное Описывать и
характеризовать
структуру
57. Распределение электронов по энергетическим
ядро.
Изотопы.
таблицы
«Периодическая
система
химических
1
уровням.
Современная формулировка Периодического элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма).
закона.
Определять понятия «химический
элемент»,
58. Значение периодического закона.
Научные
число»,
1 Распределение электронов в электронных слоях «порядковый номер», «массовое
достижения Д. И. Менделеева
атомов химических элементов 1—3-го периодов.

59.

Повторение и обобщение по теме:
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома.

Тема 2. Строение вещества. Химическая связь
60. Электроотрицательность химических элементов
61. Ковалентная связь. Полярная и неполярная
ковалентные связи
62. Ионная связь
63. Валентность и степень окисления. Правила
определения степеней окисления элементов
64.
65.
66.

6770.

Окислительно-восстановительные реакции
Повторение и обобщение по теме: «Строение
веществ. Химическая связь»
Контрольная работа №4 по темам: «ПЗ и
ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома»
«Строение веществ. Хим. связь»
Обобщение, систематизация и коррекция
знаний учащихся за курс химии 8 класса.
Итоговый контроль

1

Характеристика химических элементов № 1—20
на основании их положения в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева
и строения их атомов.
Демонстрации.
Показ образцов щелочных металлов и галогенов.
Модели атомов элементов 1-3 периода.

7
1

Электроотрицательность.
Основные
виды
химической связи: ковалентная неполярная,
ковалентная полярная, ионная. Валентность

1
1
1
1
1
1

4

«изотоп», «относительная
атомная масса»,
«электронная оболочка», «электронный слой».
Составлять схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы элементов.
Характеризовать химические элементы на
основе их положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Делать умозаключения о характере изменения
свойств химических элементов с увеличением
зарядов атомных ядер. Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Структурироватьматериаложизнии
деятельности Д.И. Менделеева, об утверждении
учения о периодичности.
Конкретизировать понятия «химическая связь»,
«кристаллическая решётка».
Определять
понятия «ковалентная неполярная
связь», «ковалентная полярная связь», «ионная
связь», «степень окисления».
Моделировать строение веществ с кристаллическими решётками разного типа.
Составлять схемы образования ковалентной,

элементов в свете электронной теории. Степень
окисления.
Окислительно-восстановительные
реакции. Кристаллические решетки: ионная,
атомная и молекулярная. Зависимость свойств
веществ от типов кристаллических решеток.
ионной химической связи. Использование
Демонстрации.
знакового моделирования.
Возгонка иода.
Установление причинно-следственных связей
Образцы ионных и ковалентных соединений.
между строением атома, химической связью и
Модели кристаллических решеток ковалентных типом кристаллической решётки химических
и ионных соединений.
соединений.

Тема урока

в

№
урока

Колво

9 класс (2 ч в неделю, всего 68ч)
Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса (2 часа)
Раздел 3. Многообразие химических реакций (17 часов)
окисления.
ОкислительноТема 1. Классификация химических реакций
7 Степень
реакции.
Процессы
3.
Степень окисления.
1 восстановительные
окисления-восстановления.
4.
Окислительно-восстановительные реакции
1 Понятие о скорости химической реакции.
5.
Окислительно-восстановительные реакции
1 Катализаторы.
по
6.
Тепловой эффект химической реакции
1 Классификация химическихреакций
различным признакам: числу и составу исходных
7-8. Скорость химических реакций
1
и полученных веществ; изменению степеней
9.
Обратимые реакции. Понятие о химическом
1 окисления атомов химических элементов;
поглощению
или
выделению
энергии.
равновесии

Формулировать учебную проблему и решать её.
Составлять алгоритм выполнения учебной
задачи.
Работать с лабораторным оборудованием.
Соблюдать правила техники безопасности.
Действовать в соответствии с инструкцией.
Наблюдать и описывать химические реакции с
помощью естественного (русского) языка и
языка химии. Проводить групповые наблюдения
проведения лабораторных опытов.
Демонстрации.
Разложение
дихромата во время
аммония. Экзотермические и эндотермические Участвовать в обсуждении результатов опытов.
реакции. Разложение пероксида водорода на
Классифицировать химические реакции по
катализаторе.
признакам.
Определять степени окисления элементов в
Лабораторные опыты.
соединениях. Объяснять химические понятия
1.Влияние различных факторов (температура,
концентрация, степень измельчения твердого «окислитель», «восстановитель», «окисление»,
вещества) на скорость взаимодействия цинка с
«восстановление». Составлять уравнения ОВР.
соляной кислотой.
задачи.
Вычисления
по Исследовать и описывать условия, влияющие на
Расчетные
скорость химической реакции.
термохимическим уравнениям реакций
Оценивать результаты своего труда.
Представление
информации
по
теме
«Классификация химических реакций» в виде
таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ

Тема 2. Химические реакции в водных растворах
10.
Электролиты и неэлектролиты.

10
1

11.

1

12.
13.
1415.

16.
17.
18.

19.

Электролитическая диссоциация.
Диссоциация кислот, щелочей, солей.
Степень диссоциации. Сильные
и слабые электролиты
Реакции ионного обмена
Химические свойства основных классов
неорганических соединений в свете
представлений об электролитической
диссоциации и окислительновосстановительных реакциях.
Гидролиз солей
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«ТЭД», практикум
Инструктаж по ТБ. Практическая работа
№1. Решение экспериментальных задач по
теме: «Свойства кислот, оснований и солей
как электролитов.»
Контрольная работа №1 по теме
«Электролитическая диссоциация»

Тема 1. Галогены
20. Характеристика галогенов.
21. Галогены –простые вещества. Хлор.
22. Галогеноводороды: получение и свойства

1
1
2

1
1

Электролитическая диссоциация. Электролиты
и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и
оснований. Сильные и слабые электролиты.
Степень диссоциации. Реакции ионного обмена
и условия их протекания до конца.
Демонстрации.
Электропроводность воды и водных растворов
различных соединений. Движение ионов в
электрическом поле.
Лабораторные опыты.
2.Реакции
обмена
между
растворами
электролитов.
3.Свойства кислот, оснований и солей как
электролитов.
4.Определение кислотности среды
растворов
различных веществ. Гидролиз солей.

1

1

Раздел 4. Многообразие веществ.(49 часов)
галогенов.
5 Сравнительная характеристика
Порядок вытеснения одного галогена другим из
1
растворов галогенидов. Хлор. Физические и
1 химические свойства хлора.
Применение.
1

Проводить наблюдения за поведением веществ в
растворах,
за
химическими
реакциями,
протекающими в растворах.
Классифицировать
вещества,
определять
понятия
«электролит»,
«неэлектролит»,
«электролитическая диссоциация», «сильные
электролиты»,
«слабые
электролиты».
Конкретизировать понятие «ион». Обобщать
понятия «катион» и «анион».
Исследовать свойства растворов электролитов.
Описывать
свойства веществ
в
ходе
демонстрационного
и
лабораторного
эксперимента.
Проводить групповые наблюдения во время
проведения лабораторных опытов.
Обсуждать в группах результаты опытов.
Характеризовать условия течения реакций в
растворах электролитов до конца.
Объяснять сущность реакций ионного обмена.
Распознавать реакции ионного обмена по
уравнениям реакций. Составлять ионные
уравнения реакций.
Характеризовать свойства основных классов
неорганических соединений с позиций теории
электролитической диссоциации.
Извлекать
нужную
информацию
и
преобразовывать текстовую
информацию в
таблицу или схему.
Характеризовать галогены на основе их
положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов. Извлекать
нужную информацию.

23. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Распознавание галогенидов.

1

24. Инструктаж по ТБ. Практическая работа

1

№2. «Соляная кислота и её соли.
Распознавание галогенидов.»

Тема 2. Кислород и сера
25. Характеристика кислорода и серы.
26. Свойства и применение серы

9
1
1

27. Сероводород. Сульфиды.
28. Оксид серы (IV). Сернистая кислота.
29. Оксиды серы (VI). Серная кислота и её соли.
Получение серной кислоты

1
1
1

30. Окислительные свойства концентрированной
серной кислоты
31. Обобщение и систематизация знаний по теме.
Решение задач.
32. Инструктаж по ТБ. Практическая работа
№3. Решение экспериментальных задач по
теме: «Кислород и сера»
33. Контрольная работа №2 по теме «Кислород
и сера»

1
1
1

1

Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Распознавание галогенидов.
Демонстрации.
Образцы галогенов. Возгонка йода. Получение
хлора.
Лабораторные опыты.
5.Вытеснение галогенами друг друга из
растворов их соединений. Определение иода
крахмалом.
6. Качественные реакции на галогенид-ионы

Структурировать и анализировать информацию.
Преобразовывать текстовую информацию в
таблицу. Объяснять закономерности изменения
свойств галогенов с увеличением атомного
номера.
Работать с лабораторным оборудованием.
Соблюдать технику безопасности. Описывать
свойства соединений хлора (соляной кислоты и
поваренной соли) в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Распознавать опытным путем соляную кислоту и
её соли, а также бромиды и йодиды.
Определять цели работы, функции и способы
взаимодействия участников. Определять степень
усвоения учебного материала.

Положение кислорода и серы в периодической
системе химических элементов, строение их
атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера,
аллотропия, физические и химические свойства.

Объяснять закономерности изменения свойств
элементов VIА-группы.
Характеризовать явление
аллотропии
на
примере кислорода и серы как одну из причин

Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Оксид
серы (VI) и серная кислота. Окислительные
свойства концентрированной серной кислоты.
Качественная реакция на сульфат-ион.
Демонстрации.
Образцы серы и сульфидов металлов. Получение
пластической серы. Взаимодействие серы с

многообразия веществ.
Выделять существенные признаки и свойства
объектов, классифицировать факты, делать
выводы.
Характеризовать водородные соединения серы,
сероводородную кислоту и сульфиды.
Преобразовывать текстовую информацию в

металлами
и
кислородом.
Получение
сероводорода, горение сероводорода,
его
взаимодействие с бромной и йодной водой, с
хлоридом железа (III).
Обугливание сахара
концентрированной
серной
кислотой.
Взаимодействие концентрированной
серной
кислоты с металлами.
Лабораторные опыты.

схему
(кластер).
Извлекать
нужную
информацию, структурировать и анализировать
её.
Описыватьсвойствавеществвходе
демонстрационного
и
лабораторного
эксперимента.
Проводить
групповые
наблюдения во время проведения лабораторных
опытов. Обсуждать в группах
результаты
опытов.

Тема 3. Азот и фосфор
34. Характеристика азота и фосфора.
35. Физические и химические свойства азота и
фосфора.
36. Аммиак.
37. Соли аммония.
38. Инструктаж по ТБ. Практическая работа
№4. «Получение аммиака и изучение его
свойств»
39. Оксиды азота.
40. Азотная кислота.
41. Соли азотной кислоты
42. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и ее
соли.
43. Контрольная работа №3 по теме «Азот и
фосфор»

10
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

7.Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в
растворе.
8. Качественная реакция на серную кислоту и ее
соли.
Расчетные задачи.
Вычисление по химическим уравнениям массы,
объема и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного
вещества, обхему или количеству вещества,
содержащего определенную долю примесей.

Сопоставлять
свойства
разбавленнойи
концентрированной серной кислоты.
Распознавать опытным путем серную кислоту и
её соли, сульфиды, сульфиты.
Записывать уравнения реакций в электронноионном виде.
Проводить
вычисления
по
уравнениям
химических реакций.
Пользоваться информацией для
подготовки
кратких сообщений. Готовить презентации по
теме.

Азот: физические и химические свойства,
получение и применение. Физические и
химические свойства аммиака, получение,
применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и
(IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные
свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия
фосфора. Физические и химические свойства
фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная
кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Демонстрации.
Получение аммиака и растворение его в воде

Характеризовать элементы VА-группы на
основе их положения в периодической системе
и особенностей строения их атомов. Объяснять
закономерности изменения свойств элементов
VА-группы.
Работать с лабораторным оборудованием.
Соблюдать правила техники безопасности.
Отрабатывать практические навыки. Извлекать
информацию.
Получать аммиак. Характеризовать химические
свойства аммиака. Оценивать результаты своего

(«фонтан»). Горение и каталитическое
окисление аммиака. Взаимодействие NH3 с
кислотами. Разложение солей аммония.
Свойства солей аммония. Взаимодействие
азотной кислоты с углем, серой, металлами.

труда.
Преобразовывать текстовую информацию в
схему (кластер). Характеризовать свойства
кислородсодержащих соединений азота,
способы их получения в промышленности и

Горение в расплаве нитрата натрия угля.
Распознавание нитратов
Лабораторные опыты.
9. Взаимодействие солей аммония со щелочами.
10. Распознавание твердых нитратов.
11. Свойства ортофосфорной кислоты и ее
солей.

лаборатории.
Характеризовать аллотропные модификации
фосфора. Выделять и формулировать то, что
усвоено, и то, что нужно усвоить.
Устанавливать соответствие полученных
результатов поставленной цели.
Действовать согласно составленному плану.

12. Знакомство с образцами минеральных
удобрений.

Тема 5. Углерод и кремний

44. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия
углерода

7
1

45. Химические свойства углерода и кремния.

1

46. Оксиды углерода.
47. Угольная кислота. Карбонаты. Круговорот

1
1

48. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5.

1

49. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
50. Силикатная промышленность.

1
1

Адсорбция.

углерода в природе.

«Получение и свойства углекислого газа.
Распознавание карбонатов»

Тема 6. Металлы и их соединения

51. Общая характеристика металлов.
Металлическая связь. Физические свойства
металлов.
52. Нахождение металлов в природе и общие
способы их получения.

12
1
1

Углерод:
аллотропные
модификации,
физические и химические свойства углерода.
Угарный газ, свойства и физиологическое
действие на организм. Углекислый газ, угольная
кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния(IV).
Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации.
Модели кристаллических решеток графита,
алмаза. Восстановление углем меди из оксида
меди. Поглощение углем растворенных веществ
и газов. Взаимодействие углекислого газа со
щелочами. Устройство и принцип работы
огнетушителя (на модели).
Лабораторные опыты.
13.Ознакомление
со
свойствами
и
взаимопревращениями
карбонатов
и
гидрокарбонатов.
14. Качественная реакция на карбонат-ион
15. Свойства кремниевой кислоты и растворов
силикатов.
16. Ознакомление с образцами природных
силикатов, строительных материалов, мелом,
известняком, мрамором, кварцем, глиной,
полевым шпатом.
Положение металлов в Периодической системе
химических
элементов Д. И. Менделеева.
Строение атомов металлов. Металлическая
связь. Общие свойства металлов. Способы
получения металлов. Понятие о металлургии.
Ряд напряжений металлов.
Общие химические

Сравнивать кислородсодержащие соединения
фосфора с кислородсодержащими
соединениями азота.
Характеризовать свойства фосфорной кислоты и
её солей. Характеризовать виды удобрений и их
значение в сельском хозяйстве.
Характеризовать элементы IVА-группы на
основе их положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов. Объяснять
закономерности изменения свойств элементов
IVА-группы. Характеризовать аллотропные
модификации углерода.
Описыватьсвойствавеществвходе
демонстрационного
и
лабораторного
эксперимента.
Проводить
групповые
наблюдения во время проведения лабораторных
опытов. Обсуждать в группах результаты
опытов.
Сопоставлять свойства оксидов углерода и
кремния, объяснять причину их различия.
Осуществлять взаимопревращения карбонатов и
гидрокарбонатов. Распознавать опытным путем
углекислый газ, карбонат- и силикат-ионы.
Преобразовывать
текстовую информацию в
таблицу. Осуществлять логические операции
(анализ).
Характеризовать роль оксида углерода(II) в
промышленности и его влияние на окружающую
среду и здоровье человека.
Объяснять понятие «металлическая связь».
Объяснять общие
свойства металлов
на
основании их строения.
Сопоставление и анализ свойств различных
металлов.

53. Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений
металлов.
54. Щелочные металлы и их соединения
55. Магний. Щелочноземельные металлы.

1

56. Важнейшие соединения кальция. Жесткость
воды
57. Алюминий.
58. Соединения алюминия. Амфотерность.
59. Железо.
60. Соединения железа.

1

61. Инструктаж по ТБ. Практическая работа
№6. Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы и их соединения»
62. Контрольная работа №4 по теме «Металлы
и их соединения»

1

Тема 7. Первоначальные представления об
органических веществах
63. Первоначальные
представления
органических веществах.

1
1
1
1
1
1

1

6
об

1

свойства металлов. Значение металлов в
народном хозяйстве.
Щелочные металлы. Общая характеристика
подгруппы. Натрий и его соединения. Кальций представитель семейства
щелочноземельных
металлов. Соединения кальция. Жесткость воды.
Алюминий и его соединения.
Железо и его
соединения.
Демонстрации.
«Сатурново
дерево»
(взаимодействие цинка с раствором нитрата
свинца). Взаимодействие натрия и кальция с
водой. Окрашивание пламени солями натрия и
кальция.Ознакомлениесприродными
соединениями кальция. Гашение извести.
Устранение жесткости воды. Взаимодействие
алюминия с водой, растворами кислот и
щелочей. Взаимодействие алюминия с йодом.
Окисление гидроксида железа (II). Коррозия
железа.
Лабораторные опыты.
17. Знакомство с образцами металлов и сплавов
(работа с коллекциями).
18. Растворение магния, железа и цинка в
соляной кислоте.
19. Вытеснение одного металла другим из
раствора соли.
20. Осаждение и растворение гидроксида
алюминия.
21. Получение гидроксидов железа(II) и
железа(III) и взаимодействие их с кислотами и
щелочами.
22. Качественные реакции на ионы железа (II) и
(III).
Понятие об органической химии и органических
веществах, причины многообразия органических
веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен,
ацетилен. Состав нефти и природного газа.
Одноатомные

спирты

(метанол,

этанол).

Сопоставление различных методов получения
металлов, свойств металлов с применением их в
технике.
Работать с лабораторным оборудованием.
Соблюдать правила техники безопасности.
Наблюдение
демонстрируемых
и
самостоятельно проводимых опытов.
Организовывать
взаимодействие
с
одноклассниками и учителем. Оценивать
результаты своего труда.
Описывать химические реакции с металлами с
помощью естественного (русского) языка и
языка химии.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Самостоятельное изучение свойств металлов при
соблюдении правил техники безопасности,
оформление отчёта, включающего описание
наблюдения, его результатов, выводов.
Использование
электрохимического
ряда
напряжений
(активности)
металлов
для
определения возможности протекания реакций
между металлами и водными растворами кислот
и солей. Строить умозаключения на основе
сравнения и анализа.
Характеризовать роль металлов и их соединений
в природе и технике.
Собирать
информацию
из
различных
источников, в том числе Интернета. Переводить
текстовую информацию в таблицу. Пользоваться
информацией
дляподготовки
кратких
сообщений.
Характеризовать
состав
и
строение
органических соединений.
Устанавливать причинно-следственные связи
между веществами и явлениями.

64.
65.
66.
67.
68.

Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники
углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Полимеры. Полиэтилен.
Спирты
Карбоновые кислоты
Биологически важные вещества: жиры,
глюкоза, белки.

1
1
1
1
1

Физические
свойства.
Физиологическое Извлекатьинформацию.Преобразовывать
действие спиртов на организм.
Карбоновые текстовую информацию в таблицу.
кислоты. Понятие о сложных эфирах, жирах,
нахождение их в природе, применение. Понятие
об углеводах, белках, их биологическом
значении. Фотосинтез. Полиэтилен. Применение
полимеров.
Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия.
Модели
молекул
Демонстрации.
углеводородов.
Коллекции:
«Нефть»,
«Каменный уголь». Получение
и свойства
этилена. Опыты, подтверждающие свойства
карбоновых кислот. Качественная реакция на
глюкозу. Коллекция полимеров и изделий из
них.
Лабораторные опыты.
23.Обнаружение крахмала в продуктах питания.
24. Денатурация белка.

Методы и формы мониторинга знаний и умений

Виды контроля: входной, промежуточный, текущий, тематический, итоговый.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, отчет по практической работе
1. Письменные контрольные работы
2. Текущий кратковременный контроль ЗУН (текстовой и тестовый).
3. Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса проводится в форме теста
4. В ходе тематических практических работ проверяется уровень сформированности у
школьников экспериментальных умений и навыков.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие
качественные показатели ответов:
• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
• осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
• полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например,
ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ,
неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические
знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей,
сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какоголибо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки,
описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном
ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также
при выполнении ими химического эксперимента.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
Недочеты:
– неправильное определение понятия, замена существенной
характеристики понятия несущественной;
– нарушение последовательности в описании объекта (явления)
в тех случаях, когда она является существенной;
– неправильное раскрытие причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
– ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы
по существенным признакам;
– незнание фактического материала, неумение привести
самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное
суждение;
– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное
заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой,
рисунком, иллюстративным материалом;
– ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному
результату;
– затруднения в правильном показе изученных объектов.

– преобладание при описании
объекта несущественных его
признаков;
– неточности при выполнении
рисунков, схем, таблиц, не
влияющих отрицательно на
результат работы;
– отсутствие обозначений и
подписей;
– отдельные нарушения
последовательности операций при
проведении опыта, не приводящие к
неправильному результату;
– неточности в определении
назначения прибора, его применение
осуществляется после наводящих
вопросов;
– неточности при нахождении
объекта.

Характеристика цифровой оценки
Отметка «5»

ответ
полный
и
правильный
на
основании
изученных
теорий;
материал
изложен в определенной
логической
последовательности,
при этом допущены дветри
несущественные
ошибки,
исправленные
по требованию учителя.

Оце
нка

теоре
тичес
ких

знан
ий

ответ
полный
и
правильный
на
основании
изученных
теорий;
материал
изложен в определенной
логической
последовательности,
литературным
языком;
ответ самостоятельный.

Отметка «4»

работа
выполнена работа
полностью и правильно,
правильно,
сделаны

зада
чи

Оц
енк
аум
ени
йре
ша
тьэ
ксп
ери
мен
тал
ьн
ые

Отметка
«2»:

при ответе
обнаружено
непонимание
учащимся
основного
содержания
учебного
материала или
допущены
существенные
ошибки,
которые
учащийся не
может
исправить при
наводящих
вопросах
учителя
выполнена работа
выполнена допущены две
сделаны правильно не менее чем
(и более)

правильные правильные наблюдения

наблюдения и выводы;
эксперимент
проведен
по плану
с
учетом
техники безопасности и
правил
работы
с
веществами
и
оборудованием;
проявлены
организационнотрудовые
умения
(поддерживаются
чистота рабочего места и
порядок
на
столе,
экономно используются
реактивы).

Отметка «3»

и выводы, но при этом
эксперимент
проведен
не
полностью
или
допущены
несущественные
ошибки в работе
с
веществами
и
оборудованием.

ответ полный, но при
этом допущена
существенная ошибка
или ответ неполный,
несвязный

наполовину

или существенные

допущена существенная
ошибка
в
ходе
эксперимента,
в
объяснении,
в
оформлении работы, в
соблюдении
правил
техники
безопасности
при работе с веществами
и
оборудованием,
которая исправляется по
требованию учителя.

исправить даже

ошибки в ходе
эксперимента,
в объяснении,
в оформлении
работы, в
соблюдении
правил
техники
безопасности
при работе с
веществами и
оборудованием
, которые
учащийся не
может

Отметка
«1»
отсутствие
ответа

работа не
выполнена,
у обучаю-

щегося
отсутствуют
экспериментальные
умения

по требованию
учителя
план решения составлен
план решения составлен план решения составлен допущены две задача не
правильно;
правильно правильно;
правильно правильно;
правильно (и
более) решена.
осуществлен
подбор осуществлен
подбор осуществлен
подбор существенные
химических реактивов и
химических реактивов и химических реактивов и ошибки в плане
оборудования;
дано оборудования, при этом оборудования,
но решения,
в
полное
объяснение и допущено не более двух допущена существенная подборе
сделаны выводы.
несущественных
ошибка в объяснении и
химических
ошибок в объяснении и
выводах.
реактивов
и
выводах.
оборудования,
в объяснении и
выводах.

Оценка умений
решать расчетные
задачи
Оценка
письменных
контрольных
работ
Оценка
выполне
ния
тестов

в логическом
рассуждении и решении
нет ошибок, задача
решена рациональным
способом

ответ полный и
правильный, возможна
несущественная ошибка

Процент выполнения
работы
90-100%

в логическом
рассуждении и решении
нет существенных
ошибок, но задача
решена
нерациональным
способом или допущено
не более двух
несущественных
ошибок
ответ неполный или
допущено не более двух
несущественных
ошибок

Процент выполнения
работы
70-89%

в логическом
рассуждении нет
существенных ошибок,
но допущена
существенная ошибка в
математических
расчетах

имеются
существенные
ошибки в
логическом
рассуждении и
решении

задача не
решена

работа выполнена не
менее чем наполовину,
допущена одна
существенная ошибка и
две-три несущественные

работа
выполнена
менее чем
наполовину
или содержит
несколько
существенных
ошибок

работа не
выполнена

Процент выполнения
работы
40-69%

Процент
выполнения
работы менее
40%

работа не
выполнена

Оценка уровня сформированности метапредметных учебных действий.
Параметры

Репродуктивный уровень

Продуктивный уровень

Творческий уровень

Применение
знаний

Запомнил теорию, но не
может применить ее при
выполнении практических
заданий. Понимает, о каких
понятиях идет речь, узнает
отдельные положения и
законы. Демонстрирует
полное воспроизведение
основных понятий и
законов по теме, отличает
процессы, но ничего не
может объяснить.

Логично и легко излагает
теоретический материал,
владеет терминологией
предмета, хорошо видит
связь теории с практикой,
объясняет суть явлений и
процессов.

Легко
выполняет
практические задания
на
уровне переноса, свободно
оперируя теорией. В своих
ответах
характеризует
межпредметные
связи.
Оригинально
и
нестандартно
применяет
полученные
знания
на
практике,
предлагает
нестандартные
пути
решения задач,
оперируя
полученными знаниями

Самостоятельность путей
решения

Находит решение с
помощью учителя.
Отличает один процесс,
явление от другого только
при непосредственном
сравнении и выполняет
задания только после
непосредственного
напоминания
теоретических положений.
Отвечает на вопросы с
констатацией факта

Находит решение
самостоятельно.
Демонстрирует
осознанность знаний,
проявляет способность к
самостоятельным выводам.

Умеет находить несколько
способов решения задачи и
сопоставлять их. Может
самостоятельно
формулировать вопросы и
составлять задачи по теме
задания. Создает
собственные модели,
способы решения,
информацию.

Рациональность
действий

Выполняет задания верно,
но нерационально.

Выполняет действия
рационально, но по
алгоритму

Учебные действия
выполняет быстро, в
свернутом виде

Вариативность
действий
Самооценка

Выполняет задачи по
образцу
Отсутствие критичности в
оценке

Из известных способов
выбирает оптимальный.
Способен увидеть свои
ошибки

Предлагает собственный
способ решения
Способен оценить свою
работу по частям, выявить
достоинства и недостатки

Установление
причинноследственных
связей

Отмечает
причинноследственную связь, но

Самостоятельно
устанавливает причинноследственные связи

Умение ставить
учебные
проблемы и
выдвигать

Не может

Называет причину и
следствие, но не всегда
видит взаимосвязи между
ними. Классифицирует
факты, находит
закономерности, объясняя
их.
Выдвигает с помощью
учителя

гипотезы

не отличает причину и
следствие

Выдвигает самостоятельно

Примерные темы докладов, проектов, экспериментальных исследований.
8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
1. «Наука древняя и молодая... »
2. «Слово о пользе химии» (Ломоносов М.В.)»
3. «Законы сохранения массы и энергии»
4. «Действительно ли существуют атомы? (От Демокрита до Дюлонга и Пти)»
5. «Что в имени тебе моем... (этимология названий химических элементов, история
открытия)»
6. «История открытия водорода.»
7. «Как установили состав воздуха»
8. «Значение атмосферы для жизни организмов.»
9. «Применение воздуха. Воздух как сырье.»
10. «Состояние атмосферного воздуха города Полевского.»
11. «Жизнь и деятельность знаменитых химиков (Ломоносов М.В., Г. Кавендиш,
Дж. Пристли, Дж. Дальтон, К.В. Шееле, А.Л. Лавуазье)
12. «Вода. Какая она?» (Создание иллюстративного материала)
13. «Вода в природе. Значение воды для жизни организмов.»
14. «Аномальные свойства обычной воды».
15. «Очистка воды».
16. «Применение воды и растворов. Вода как сырье. Круговорот воды в природе.»
17. «Водоснабжение и водопотребление города Полевского. »
18. «Водные ресурсы и человек. Экологические проблемы гидросферы.»
19. «Вода, которую мы пьем» (исследование проб вод в различных источниках г.
Полевского).
20. «У каждой кислоты свое лицо »
21. «Особые основания.»
22. «Оксиды в земной коре.»
23. «Соли в земной коре»
24. «Особенные соли.»
25. «Соли в окружающей среде.»
26. «Соли в технике.»
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома. Строение вещества.
1. «История открытия атомов»
2. «Изотопы в науке и в жизни. »
3. «Можно ли сделать золото: превращения элементов. »
4. «Таблица Менделеева: для чего были оставлены пустые клетки? »
5. « Д.И.Менделеев и его научный подвиг».
6. «Электронная таблица элементов» (гипертекстовый справочник).
9 КЛАСС
Раздел 3. Многообразие химических реакций
1. «Сила слабой кислоты»
2. Экспериментальное исследование: Изучение кислотности-щелочности
водных растворов солей.
Раздел 4. Многообразие веществ.
Неметаллы и их соединения.
1. «Плавиковая кислота и ее соли»
2. «Зачем йодируют соль?»
7. «Тиосульфат натрия: реальная соль виртуальной кислоты»
8. «Такие нужные сульфиды»

9. «Угадай вещество»: подготовка заданий.
10. «Кислотные дожди: источники, влияние на строительные объекты и живые
организмы »
11. «Царская водка»,
12. «Угадай вещество» - задачи и задания.
13. «От огнива до спичек»
14. «От самого мягкого до самого твердого»,
15. «Опасный газ»,
16. «Карстовый процесс»,
17. «Зачем нужен кокс?»,
18. «Многоликий кварц»,
19. «Что такое цемент?»,
20. «Как делают кирпич»,
21. «Кремний – фундамент электроники»
22. «Напиток Клеопатры»
23. «Все из углерода (современные углеродные материалы)»
24. «Стекло – от древности до нанотехнологий»
25. «История возникновения и развития керамики от древности до наших дней»
Металлы и их соединения.
1. «Охота за невидимками: получение натрия и калия»
2. «Если бы не было.. (особенности каждого металла)»,
3. «Загадки сталактитов»,
4. «Пуд соли»,
5. «Крылатый металл»
6. «Незаменимое олово»,
7. «История свинца»,
8. «Небесный металл»,
9. «Секрет булата»,
10. «Стали на любой вкус»,
11. «Ржа ест железо»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».