РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса Азбука краеведения целевая группа 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежнйй политики
Свердловской области УО г. Полевской
МБОУ ПМО СО "ООШ с. Курганово"

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
директором

Протокол № 1
от «27» августа 2025 г

Нелюбина Л.В.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Азбука краеведения»
Целевая группа: 5 класс

Автор- составитель: Т.Г. Ашихмина,
учитель географии

Полевской 2025

Программа курса « Азбука краеведения» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО, рекомендовавшим использовать учебные часы
регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная
программа составлена с учетом концепции школьного географического
образования, требованиями федерального и национально-регионального
компонентов стандарта школьного географического образования. В
программе учитывались современные подходы к школьному географическому
образованию.
Значимость
курса
заключается
в
возможности
совершенствования системы географического образования учащихся на
основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Краеведение подробно знакомит обучающихся с географией региона их
проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия.
Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках
географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих
краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет
глубже понимать географические и исторические принципы и
закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов
учащимися. Краеведение помогает формированию личности обучающегося,
активно реализуя программу патриотического воспитания.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко
можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники
изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они
видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений
и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы
на эти вопросы.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение
школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.
Задачи образовательные:
− познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
− изучить особенности природы нашей области, выявить взаимосвязи
между её компонентами;
− выяснить особенности заселения территории области, формирование ее
современного населения;
− проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на
территории области и возникающие при этом экологические проблемы;
− оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный
потенциал, достопримечательности.
Задачи воспитательные:

− развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине,
формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
− воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к
природе и памятникам культуры нашей области;
− укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между
родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов,
сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
− развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
− научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки
различных процессов в природе и экономике нашей области;
− развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к
краеведению и географии;
− развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской
работы.
Общая характеристика курса
Данная программа реализует требования, существующие в
преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом
Концепции географического образования.
Краеведение подробно знакомит обучающихся с географией региона их
проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия.
Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках
географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из
составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение
формирует у школьников знание основ географического пространства на
местном (локальном) уровне.
Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические
и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии,
истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает
формированию личности учащегося, активно реализуя программу
патриотического воспитания.
Педагогический синтез землеведческих и региональных основ курса
позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению,
преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи
рационального, гармонического взаимодействия природы и общества,
социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле,
в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам,
истории и культуре своей Родины.

Место географического краеведения в учебном плане.
Курс «Краеведение» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе
основного общего образования в 5 классе, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Учебное пособие: Капустин В.Г., Корнев И.Н. «География
Свердловской области»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению в 5
классе, является формирование всесторонне образованной, развитой
личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому
краеведению нашей области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные
позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном
уровне (гражданин России, житель нашей области). Представление о нашей
области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране.
Понимание неотделимости географического пространства нашей области от
России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность
к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему
региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Азбука
краеведения» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений
и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью,
организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и
краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее
установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные
виды планов. Уметь определять возможные источники информации,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов,
подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Предметными результатами изучения курса «Азбука краеведения» в 5
классе являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства нашей области:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием
природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах,
происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их

взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности
человека;
– понимать связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством нашей области;
–
определять
причинно-следственные
связи
при
анализе
геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природноресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в
Воронежской области;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по
географии нашей области;
– составлять описания различных географических объектов на основе
анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов в нашей области;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным
причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране
природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному
наследию нашей области.
Содержание курса
1. Введение в краеведение (6 часов).
Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение,
краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.
Тема 2. Топонимика. Что такое топонимика, как появляются
географические названия.
Тема 3. Топонимы Свердловской области. Старинные топонимы,
русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические
легенды.
Тема 4. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо.
Тема 5. Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской
области, гербы городов Свердловской области, флаги.
Тема 6. Обобщение по теме «Введение в краеведение».
2. Знакомство со Свердловской областью (2 часа).

Тема 7. Свердловская область. Географическое положение области,
общие сведения о нашей области, формирование территории области.
Тема 8. История изучения Свердловской области. Первые сведения о
нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи нашего
края.
3. Геологическая история и строение территории Свердловской
области (5 часов).
Тема 9. Геологическая история Земли. Как формировалась Земля,
древнейшие организмы на Земле, флора и фауна палеозоя, флора и фауна
мезозоя и кайнозоя.
Тема 10. Геологическая история Свердловской области. Изучение
геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.
Тема 11. Геологическое строение Свердловской области.
Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы
осадочного слоя.
Тема 12. Полезные ископаемые Свердловской области. Что такое
полезные ископаемые, полезные ископаемые нашей области, добыча
полезных ископаемых и охрана природы.
Тема 13. Обобщение по теме «Геологическая история и строение
территории Свердловской области».
4. Рельеф Свердловской области (6 часов).
Тема 14. Общие особенности рельефа Свердловской области.
Формирование рельефа, рельеф нашей области.
Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами.
Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные
долины.
Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами.
Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.
Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром,
деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая
сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.
Тема 18. Характеристика рельефа своего района (села).
Тема 19. Обобщение по теме «Рельеф Свердловской области».
5. Климат Свердловской области (7 часов).
Тема 20. Погода и климат. Что такое погода, климат.
Тема 21. От чего зависит климат Свердловской области. Влияние на
климат географического положения, движение воздушных масс, влияние
океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

Тема 22. Климат Свердловской области. Поступление солнечной
энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость
ветра
Тема 23. Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в нашей области.
Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека.
Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и
транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов
Тема 25. Климат своего района.
Тема 26. Обобщение по теме «Климат Свердловской области».
6. Внутренние воды Свердловской области (8 часов).
Тема 27. Реки Свердловской области. Основные сведения о реках
Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение
рек.
Тема 28. Моя река.
Тема 29. Озёра и болота Свердловской области. Происхождение озер,
озера Воронежской области, болота.
Тема 30. Искусственные водоёмы Свердловской области. Зачем
строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища
Воронежской области, Воронежское водохранилище.
Тема 31. Подземные воды Свердловской области. Подземные воды,
выход подземных вод на поверхность, минеральные воды нашей области,
ограниченность ресурсов подземных вод.
Тема 32. Значение и охрана внутренних вод Свердловской области.
Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние
поверхностных вод области.
Тема 33. Поверхностные и подземные воды своего района (села).
Тема 34. Обобщение по теме «Внутренние воды Свердловской
области». Обобщающее занятие по курсу «Азбука краеведения».

№
урока

1
2

Календарно-тематическое планирование
5 класс (34 урока)
Дата
Тема урока
Количество Примечание
проведения
часов
урока
1. Введение в краеведение
Что изучает
§1
1
краеведение
Топонимика
1
§2

№
урока

Дата
проведения
урока

Тема урока

Количество
часов

Примечание

Топонимы
§3
1
Свердловской области
4
Генеалогия
1
§4
5
Геральдика
1
§5
Обобщение по теме
6
«Введение в
1
краеведение»
2. Знакомство со Свердловской областью
7
Свердловская область
1
§6
История изучения
§7
8
1
нашей области
3. Геологическая история и строение территории Свердловской области
Геологическая история
§8
9
1
Земли
Геологическая история
§9
10
1
нашей области
Геологическое строение
§ 10
11
1
нашей области
Полезные ископаемые
§ 11
12
1
нашей области
Обобщение по теме
«Геологическая история
13
1
и строение территории
нашей области»
4. Рельеф Свердловской области
Общие особенности
§ 12
14
1
рельефа нашей области
Формы рельефа
§ 13
образованные
15
1
поверхностными
водами
Формы рельефа
§ 14
16
образованные
1
подземными водами
Формы рельефа
§ 15
образованные
17
1
ледником, ветром,
деятельностью человека
Характеристика
18
рельефа своего района
1
(села)
3

№
урока
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Дата
проведения
урока

Тема урока

Количество
часов

Обобщение по теме
«Рельеф нашей
1
области»
5. Климат Свердловской области
Погода и климат
1
От чего зависит климат
1
нашей области
Климат нашей области
1
Сезоны года
1
Климат и хозяйственная
1
деятельность человека
Климат своего района
1
Обобщение по теме
«Климат Свердловской
1
области»
6. Внутренние воды Свердловской области
Реки нашей области
1
Моя река
1
Озёра и болота нашей
1
области
Искусственные
1
водоёмы нашей области
Подземные воды нашей
1
области
Значение и охрана
внутренних вод нашей
1
области
Поверхностные и
подземные воды своего
1
района (села)
Обобщение по теме
«Внутренние воды
Свердловской области»
1
Обобщающее занятие
по курсу «Азбука
краеведения»
Итого:
34

Планируемые результаты изучения предмета

Примечание

§ 16
§ 17
§ 18
§ 19
§ 20

§ 21
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25

В результате изучения географии нашей области ученик должен
научится:
- определять основные особенности топонимов нашей области, что такое
геральдика и генеалогия;
- пояснять особенности географического положения области, историю
ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение
области;
- геологическое строение и рельеф территории области, основные виды
полезных ископаемых, добываемых здесь;
Называть:
- виды внутренних вод области, крупнейшие реки;
- особенности климата нашей области;
- главные виды почв, встречающихся в области;
- особенности фауны и флоры;
- особенности современного населения области и его формирования;
- главные черты экономики нашей области;
- экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;
- крупные города и основные достопримечательности области.
Уметь:
- использовать для выполнения заданий различные источники
краеведческой информации;
- уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с
заселением области, особенностями ее хозяйства.
Владеть
- методами получения краеведческих знаний;
- приемами работы с географическими картами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».